Аэродром «Кречевицы» в Новгородской области


«Кречевицы» — аэродром совместного базирования в Новгородской области, расположенный в одноимённом микрорайоне (бывший гарнизон) Великий Новгород.

Является аэродромом совместного базирования — кроме ВВС России, разрешено использование аэродрома авиакомпанией «Специальный лётный отряд «Россия».

Существуют планы по созданию нового гражданского аэропорта на основе реконструируемого аэродрома «Кречевицы».

Строительство аэродрома было начато в начале 1927 года, и уже 4 ноября этого же года первые самолёты произвели посадку на аэродром «Кречевицы». До Великой Отечественной войны на нём базировались части дальней авиации, после войны — дальней и военно-транспортной авиации. Во время Финской войны на аэродроме базировались самолёты ДБ-3А из состава 6-й бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Северо-Западного фронта.

К марту 1965 года к новому месту базирования с аэродрома «Мигалово» прибыл (без авиатехники) переформированный из тяжелобомбардировочного 244-й Алленштайнский военно-транспортный авиационный полк (вошёл в состав 3-й гвардейской ВТАД), где приступил к переучиванию на самолёты Ан-12. К тому времени на аэродроме также базировался буксотряд.

В апреле 1966 года было начато формирование 110-го военно-транспортного авиаполка с воинскими частями обеспечения. В начале 1973 года 244 ВТАП был расформирован, а к началу 1990-х расформирован и «буксотряд» на самолётах Ил-28 (один из Ил-28 ныне установлен в Кречевицах у здания бывшего Дома офицеров). В середине 1970-х в гарнизоне и на аэродроме «Кречевицы» проходили съёмки фильма «Меня ждут на земле».

Просуществовав более 43 лет, 14 октября 2009 года 110-й военно-транспортный авиаполк был расформирован, а на аэродроме осталась лишь военная комендатура и авиационные ремонтные мастерские (ДАРМ), проводящие ремонт самолётов Ил-18, Ан-12 и их модификаций.

В 1976 году было начато строительство аэропорта (у западной части военного аэродрома) с залом ожидания на 300 мест (после катастрофы самолёта Як-40, заходившего на посадку в Новгородский аэропорт Юрьево, из-за тумана он врезался в жилой дом в центре Новгорода), но в 1987 году строительство было прекращено. В 2006 году работы по строительству аэропорта было возобновлены, а их окончание было запланировано к июню 2009 году, ко времени празднования 1150-летия Великого Новгорода, но затем перенесено на весну 2010 года. Силами Смоленского отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения была удлинена взлётно-посадочная полоса на 500 метров, также планировалось поэтапная реконструкция аэродрома: замена радио- и светотехнического оборудования, строительство аэровокзального комплекса на 500 мест и площадки для трёх самолётов типа Ил-96 общей площадью около 23 гектаров. К 2011 году планировалось начать строительство аэровокзального комплекса, а в 2012 году планировалось сформировать все требуемые службы аэропорта регионального уровня и получить сертификат его соответствия. 7 апреля 2014 года стало известно, что министерство обороны РФ передало аэродром правительству Новгородской области. Часть объектов, входящих в аэродромную зону, перешло для вертолёта Ка-32 находящегося в ведение Главного управления МЧС России по Новгородской области, а также ещё часть объектов перешло в ведение ДОСААФ, остальные объекты стали собственностью государственного областного казённого учреждения (ГОКУ) «Новгородтрансавиа». Власти Новгородской области планируют превратить аэродром в авиатранспортный терминал, способный обслуживать лоукостеров. Ввести в строй объект планируется к 2020 году, стоимость переоборудования и строительства терминала по проекту, представленному центром стратегических разработок в гражданской авиации может составить около 4 млрд рублей.

В сентябре 2019 авиакомпания «Северсталь» совершила первый технический рейс в Кречевицы на пассажирском самолёте CRJ-100.

Прежде в Новгороде существовал аэропорт местных воздушных линий «Новгород» (Юрьево), однако в 2002 году он был выведен из эксплуатации.