Аэропорт Бе́лгород
Аэропорт Бе́лгород имени В. Г. Шухова — международный аэропорт в Белгородской области, обслуживающий Белгород и прилегающие к нему другие районы области.
Расположен в Восточном округе Белгорода, в 4 километрах на север от центра города, на проспекте Богдана Хмельницкого.
Аэропорт обслуживает в основном региональные рейсы, а также допущен к выполнению международных чартерных. По итогам 2014 года пассажиропоток аэропорта составил 396,932 человек.
Днём основания аэропорта считается 30 августа 1954 года, когда вышел приказ заместителя начальника Главного управления воздушного флота при Совете Министров СССР, белгородская посадочная площадка начала своё преобразование в аэропорт IV класса.
В 1954 году звено По-2 (3 шт.) курской авиаэскадрильи перебазировались на северную окраину Белгорода. Эти самолёты осуществляли перевозку грузов, почты, медицинского персонала в районы недавно созданной Белгородской области. Штат сотрудников (техники, пилоты) не превышал 20-30 человек.
В 1957 году в эксплуатацию поступили самолёты Як-12, способные перевозить 4 пассажира или 350 килограммов груза. Самолёты использовались для полётов по территории области. В 1959—1968 годы производилось наращивание флота за счет самолётов Ан-2 и Як-12. Создавались небольшие аэропорты в районах области. На предприятии работало около 80-90 человек.
В 1969 году сдана в эксплуатацию ИВПП. Начался приём ближнемагистральных самолётов Як-40, Л-410, Ан-24. Совершались полёты в Москву, Сочи, Анапу, Симферополь, Полтаву, Донецк. Была создана служба управления воздушным движением, на предприятии работали 170 человек. С 1970 года открылись полёты в Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Липецк.
В 1975 год аэропорт допущен к приёму Ту-134. Открывались новые направления в Мурманск, Свердловск, Астрахань, Тюмень, Смоленск, Саратов, Мариуполь.
В 1976—1989 годы было расширение географии полётов и увеличение интенсивности рейсов. В 1981 году была закончена реконструкция ВПП. В 1985—1994 годы выполнялись пассажирские рейсы в Хабаровск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Мурманск, Архангельск, Ленинград, Ригу, Минск, Киев, Львов, Ереван, Сочи, Одессу, Симферополь, Калининград, Баку, Челябинск.
В 1995 году аэропорту присвоен статус международного. Наряду с выполнением внутренних рейсов начали выполняться международные полёты в Турцию, Болгарию, Израиль, Венгрию. Принимались грузовые самолёты из Индии, Китая, Голландии, ОАЭ.
В 1998—1999 годы в связи с резким уменьшением спроса на пассажирские авиаперевозки и уменьшением объёма работ, сократилось количество выполняемых рейсов, а также снизилось выполнение АХР.
В 2000—2001 годы возобновились регулярные пассажирские перевозки, в том числе и международные. Открылись новые рейсы в Салехард, Тюмень, Сургут, Норильск, Екатеринбург, Анапу, Мурманск, Сочи, Новый Уренгой, Советский, Нарьян-Мар, Архангельск, Израиль, Венгрию, Кипр, Болгарию на самолётах Ту-134, Ту-154, Як-42, вместимостью 70 — 160 пассажиров.
В апреле 2002 года Белгородское авиапредприятие преобразовано в ФГУП «Белгородское государственное авиационное предприятие», а в декабре этого же года было преобразовано в открытое акционерное общество «Белгородское авиапредприятие».
2004—2009 годы завершилась эксплуатация собственного парка воздушных судов, ликвидировался лётный отряд. Численность сотрудников 270 чел. Из аэропорта организовались авиаперевозки туристов в Турцию, Египет. Регулярные перевозки свелись до минимума в связи с износом аэродромных покрытий.
В 2010 году Указом Президента России ОАО «Белгородское авиапредприятие» передано из федеральной собственности в собственность Белгородской области. Была начата масштабная реконструкция аэропорта в г. Белгород.
В 2011 году проведена реконструкция ВПП, рулёжных дорожек и перрона. Аэропорт допущен к приёму самолётов Boeing 737-300, Boeing 737-500, на которых производились чартерные полёты в Турцию, Испанию, Грецию, Болгарию. Выполнялись регулярные рейсы в Москву (ATR-72, CRJ-200, Saab 340), Сочи (Saab-2000), Санкт-Петербург (Saab-2000), Новый Уренгой (Ту-154). Начато возведение нового терминала с пропускной способностью 450 чел/час.
В 2012 году произведена полная реконструкция перрона, лётной полосы. Заменили ограждение по периметру аэропорта, реконструировали прилежащую территорию. Выполнялись рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Новый Уренгой, Сочи, а также чартерных в Турцию, Грецию, Испанию, Италию, Таиланд.
1 февраля 2012 года международный аэропорт Белгород впервые в истории принял самолёт Airbus A320-200, выполнявший рейс по маршруту Москва (Домодедово) — Белгород. В эксплуатацию запущены новая ВПП и светосигнальное оборудование.
3 марта 2012 года Федеральное агентство воздушного транспорта выдало разрешение Международному аэропорту Белгород на приём и обслуживание самолётов типа Boeing 737-800 (400/600/700/900).
В апреле 2012 года стартовала чартерная программа в Турцию (Анталья), Грецию (Ираклион), Испанию (Барселона) от туроператора Pegas Touristik на самолётах Boeing 737-800 авиакомпании «Оренбургские авиалинии» и чартерная программа в Турцию (Анталья) от туроператора Tez Tour на самолётах Airbus A319 авиакомпаний «Кубань» и «Руслайн». Авиакомпания UTair открыла дополнительную вторую частоту на линии Москва — Белгород на самолёте ATR 72-500. Таким образом, количество рейсов на данном направлении увеличилось до 5 рейсов в день, а по некоторым дням — до 6 рейсов в день. В июле годовой пассажиропоток превысил 100 000 человек.
В августе 2012 года аэропорт Белгород обновил аэродромную технику на общую сумму 38 миллионов рублей. В частности, был закуплен низкопольный перронный автобус МАЗ-171075 вместимостью 122 пассажира, автомобиль Follow me Chevrolet Niva (предназначен для сопровождения самолётов от стоянки до ВПП), аэродромный тягач ZAC-100 производства компании «АТА» (Италия), промышленный нагреватель воздуха С-350 для обогрева двигателей и салона воздушных судов в зимний период. Также была закуплена спецмашина «ПМ-Гейзер Элемет» на шасси КамАЗ-53605 для обработки воздушных судов противообледенительными жидкостями. Для оперативной очистки обновлённого перрона аэропорта от снега автопарк может быть пополнится машиной «Амкодор-27». Кроме того, служба поискового аварийно-спасательного обеспечения полётов наверное получит новый аэродромный пожарный автомобиль АА-12/60, что позволит аэропорту повысить категорию пожаротушения.
В сентябре новые объекты аэропорта подключены к электрическим сетям. 24 сентября аэропорт провёл первую в своей истории официальную споттинг-сессию.
19 октября 2012 года аэропорт получил официальное разрешение от Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) на приём самолётов типа Boeing 767-300ER и Boeing 757-200. 23 октября 2012 года аэропорт Белгород впервые в своей истории принял дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт Boeing 767-300ER авиакомпании NordWind. Ни один из регионов ЦФО, кроме Москвы и Белгорода, не имеет возможности принимать воздушные суда подобного класса. Самолёт совершил рейсы Бангкок — Белгород — Бангкок. В этот же день проведена вторая официальная споттинг-сессия.
Конкурсная комиссия ассоциации «Аэропорт» признала международный аэропорт Белгород лучшим аэропортом стран СНГ в 2013 году.
В 2016 году управляющая компания белгородского аэропорта «Воздушные ворота Белогорья» признана банкротом с задолженностью более 2 млрд рублей. В настоящее время образовано новое юрлицо — ООО «Международный аэропорт Белгород». Новая компания получила сертификаты оператора аэродрома гражданской авиации.
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина 31.05.2019 № 246 «О присвоении аэропортам имён лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством» аэропорту присвоено имя В. Г. Шухова.
Аэропорт имеет одну ВПП с искусственным асфальтобетонным покрытием длиной 2 500 и шириной 45 метра. Максимальная взлётная масса воздушного судна составляет 190 тонн. Аэропорт может принимать все узкофюзеляжные и некоторые широкофюзеляжные самолёты. При максимальной загруженности аэропорт может осуществлять до 16 взлётно-посадочных операций в час. Классификационное число ВПП (PCN) 57/F/D/X/T.
Пропускная способность нового аэровокзального комплекса до 450 пассажиров в час: 300 на внутренних рейсах и 150 на международных. По сравнению с 2010 годом, в 2011 году объём пассажирских перевозок увеличился на 45 % и составил 132 тыс. человек. За 5 месяцев 2012 года увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 47 %.
Грузовой терминал общей площадью 1000 м² рассчитанный на одновременное хранение международных и внутренних грузов и почты объёмов до шести тонн. Расчётный грузооборот участка по обработке грузов и почты 2,3 тонны в сутки.
Находящийся в аэропорту комбинат питания «Полёт» имеет следующие производственные возможности:
- горячие закуски — 3000 шт./сутки;
- холодные закуски — 1600 шт./сутки;
- лёгкие закуски (чай, кофе) — 1600 шт./сутки;
- наборы питания — 3000 шт./сутки.
В час возможно обслуживать до 4 воздушных судов.
Склад горюче-смазочных материалов имеет топливохранилище объёмом в 1000 тонн. Аэропорт может осуществлять 0,7 заправок час, с выдачей топлива до 200 тонн топлива в сутки.
Фото: https://masterpiecer-images.s3.yandex.net/62011c8e9cf511ef9c20d6311388c5d9:1