Аэропорт Домоде́дово (Москва)
Международный аэропорт Домоде́дово имени М. В. Ломоносова — международный аэропорт федерального значения, один из четырёх основных аэропортов Москвы и Московской области, второй по объёму пассажиропотока в РФ.
Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД.
История
История аэропорта началась 13 ноября 1954 года, когда Совет министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе деревни Елгозино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.
21 декабря 1955 года Совет утвердил проектное задание. Через год одновременно с началом строительства вышел приказ № 9 начальника Главного управления ГВФ «О создании Дирекции строительства второго московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И. П.». Первоначально проект именовался «Москва II» и был закреплён за Дирекцией как объект № 306.
Днём рождения аэропорта Домодедово считается 7 апреля 1962 года. В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово».
После образования в 1963 году линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов из аэропорта начали выполняться грузовые и почтовые рейсы на самолётах «Ту-104» и «Ил-18».
25 марта 1964 года из Домодедова вылетел первый пассажирский рейс самолётом «Ту-104» по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1965 года состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 году.
Аэропорт в 1974 году
Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал. В Домодедове базировались самолёты семейств Ил и Ту.
Аэропорт Домодедово, космоснимок 1979 года
С начала 1990-х годов аэропорт в результате приватизации перешёл под контроль частной туристической компании (впоследствии также авиакомпании) «Ист Лайн», созданной уральскими предпринимателями Антоном Баковым и Дмитрием Каменщиком. В 1992 году их усилиями аэропорт получил статус международного (распоряжение Правительства РФ от 13 июля 1992 г. N 1262-р Об открытии аэропорта Домодедово (Москва) для международных полётов). Баков вышел из бизнеса в 1994 году, Каменщик до сих пор возглавляет компанию.
В 1999 году началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проводилась в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 года, которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 году. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.
С 2004 по 2008 год проводилось расширение пассажирских терминалов. До 2013 года руководство московского аэропорта Домодедово планировало увеличить площадь аэровокзального комплекса до 500 000 м².
В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан лучшим в Восточной Европе.
В феврале 2011 года президент России Дмитрий Медведев потребовал установить личность владельца аэропорта, им оказался Дмитрий Каменщик.
К ЧМ-2018 в аэропорту готовилось несколько нововведений: открытие нового сегмента пассажирского терминала с атриумом и тремя панорамными лифтами, строительство новой многоярусной стоянки, строительство новой взлётно-посадочной полосы.
В 2019 г. аэропорт открыл перед аэровокзалом шестиполосную автомобильную эстакаду с зоной посадки и высадки пассажиров, расположенной в 30 метрах от терминала. Это часть будущей двухуровневой развязки, которая разделит потоки автомобилей на «вылет» и «прилёт». Также был открыт заезд с эстакады на многоуровневую стоянку.
В сентябре 2019 г. в аэропорту был расширен аэровокзал — открылся западный атриум в зоне прилёта внутренних воздушных линий. Общая площадь терминала выросла на 6,8 тыс. кв. м.
Галерея