Аэропорт Куру́моч (Самара)
Аэропорт Куру́моч имени Сергея Королёва — международный аэропорт Самары, второй по пассажиропотоку в Поволжье. Имеет статус аэропорта федерального значения. Является одним из 20 узловых аэропортов России.
Находится вблизи посёлка Берёза в 35 километрах севернее Самары, в 45 километрах восточнее Тольятти.
Аэропорт Куру́моч имени Сергея Королёва обслуживает Самару, Тольятти и все остальные пункты Самарской области, используется также жителями соседних регионов (в частности, Ульяновской области и казахстанского города Уральск). Название аэропорта происходит от одноимённого села, расположенного в 7 км юго-западнее него.
По итогам 2020 года аэропорт находится на 17-м месте среди аэропортов России по пассажиропотоку, из-за пандемии COVID-19 пассажиропоток снизился на 40% и составил 1 700 000 человек.
В 2021 году пассажиропоток аэропорта составил 3 004 000 пассажиров, что незначительно превысило показатель «допандемийного» 2019 года, на основании чего можно сделать вывод о восстановлении объема воздушных перевозок, хотя значительная часть международных рейсов на момент окончания 2021 года так же отсутствует.
Имущественный комплекс аэропорта, за исключением ВПП, принадлежит АО «Международный аэропорт Курумоч», а управление компанией осуществляет «Аэропорты Регионов», обе компании являются дочерними подразделениями группы компаний «Ренова». До банкротства в 2009 году авиакомпании «Самара» аэропорт был её базой. В аэропорту расположены объекты ФГУП «Аэронавигация Центральной Волги».
Аэропорт был построен в конце 1950-х годов в связи с возникшей потребностью эксплуатации современных высотно-скоростных самолётов, требующих взлётно-посадочной полосы больших размеров; имевшийся на тот момент в Куйбышеве аэропорт Смышляевка не удовлетворял таким требованиям, а возможности расширения аэропорта не было (с севера аэродром Смышляевка ограничен железной дорогой, с юга — поймой реки Самары, с запада — аэродромом Безымянкой, с востока — посёлком Смышляевкой).
Официальной датой образования аэропорта считается 19 декабря 1957 года, когда был издан приказ Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУ ГВФ) об организации в составе Приволжского территориального управления аэропорта IV класса Курумоч. Первым начальником аэропорта Курумоч назначен Н. П. Скринский.
К 1960 году аэропорт был построен и допущен к тренировочным полётам на самолётах Ил-18 и Ан-10. С февраля 1961 года в аэропорту стала базироваться отдельная эскадрилья самолётов Ан-10.
27 февраля 1961 года из аэропорта на самолёте Ан-10 впервые выполнен рейс Куйбышев — Москва (Шереметьево) с коммерческим грузом на борту.
Регулярные пассажирские перевозки открыты 15 мая 1961 года рейсом в аэропорт «Минеральные Воды» на самолёте Ан-10. Вскоре открыты регулярные пассажирские рейсы в Ленинград, Ташкент, Адлер, Тбилиси, Свердловск.
4 мая 1962 года в соответствии с приказом ГУ ГВФ от 23 апреля 1962 года Приволжским ТУ ГВФ организован 173-й объединённый отряд в составе одной авиаэскадрильи турбовинтовых самолётов Ан-10 и одной авиаэскадрильи поршневых самолётов Ли-2 и Ил-14 из состава 66-го объединённого авиаотряда (ранее базировавшейся в аэропорту Смышляевка).
19 июля 1963 года приказом Приволжского ТУ ГВФ 173-й объединённый авиаотряд преобразован в Куйбышевский объединённый авиаотряд (КуОАО) в составе летного отряда № 173 и аэропорта Куйбышев. В этом же году начата эксплуатация самолётов Ан-12 и Ту-124.
По состоянию на 1964 год на самолётах Ту-124 из Курумоча выполнялись рейсы в Волгоград, Краснодар, Минеральные Воды и Симферополь.
В 1970 году из аэропорта отправлено более 700 тысяч пассажиров и 27 000 тонн груза и почты.
В 1970-е годы в эксплуатацию поступили самолёты Ту-134, Як-40, Ту-154. 27 ноября 1974 года в Куйбышев прилетел первый Ту-154 с бортовым номером СССР-85080. А первый полет с пассажирами куйбышевский Ту-154 совершил уже на следующий день рейсом 5415/5416 Куйбышев — Ленинград (Пулково). В 1974 году были открыты рейсы 742/741, 746/745 Куйбышев — Москва (Домодедово) — Куйбышев, которые первоначально выполнялись самолётами типов Ту-124 и Ту-134, а с 1975 года (рейс 742/741) и с 1979 года (рейс 746/745) самолётами типа Ту-154. Они просуществовали до конца 1990-х годов.
В 1986—1988 годы осуществляется реконструкция аэропорта, а также строительство большого числа новых объектов.
В 1986 году завершено строительство второй ВПП (15/33), позволившей принимать самолёты Ил-86.
По состоянию на конец 1980-х годов в аэропорту базировались 173-й лётный отряд (самолёты Ту-134) и 368-й лётный отряд (самолёты Ту-154, Ил-76, Ан-12).
В 1990 году пассажиропоток аэропорта достиг рекордного уровня в 3,7 млн человек.
В 1992 году аэропорт получил статус международного. В 1993 году был построен и введён в действие первый международный терминал.
В 1993 году объединённый авиаотряд преобразуется в акционерное общество открытого типа «Авиакомпания Самара», а в 1994 году создаётся открытое акционерное общество «Международный аэропорт Самара» путём выделения из ОАО «Авиакомпания Самара».
За 1993 год аэропорт обслужил около 2 млн пассажиров. В последующие годы из-за экономического кризиса в стране годовые объёмы авиаперевозок аэропорта неуклонно сокращались и достигли 805 тысяч человек в 2000 году. Далее начался постепенный рост.
В 2002 аэропорту возвращено историческое название Курумоч. С этого момента он называется Международный аэропорт Курумоч.
В 2003 году на территории аэропорта открылся современный бизнес-терминал.
В 2010 году впервые с середины 1990-х годов годовой пассажиропоток аэропорта перешагнул полуторамиллионный рубеж.
Реконструкция аэродрома за счёт федерального бюджета шла с 2007 года и должна была закончиться в 2014 году. В соответствии с областной программой развития пассажирских перевозок предполагалось обеспечить строительство инфраструктуры за счёт областного бюджета, а модернизацию аэровокзального комплекса за счёт средств инвестора. Предполагалось, что к 2020 году пропускная способность терминалов аэропорта вырастет до 2000 человек в час.
26 августа 2010 г. Указом Президента РФ 50,99 % акций ОАО «Международный аэропорт Курумоч», находящихся в федеральной собственности, переданы в собственность Самарской области. В свою очередь, Правительство Самарской области передало акции подконтрольному ему ОАО «Корпорация развития Самарской области». Ещё 40,16 % акций «Корпорация развития Самарской области» выкупила у частных инвесторов. В совокупности на конец 2011 года у корпорации было почти 96,2 % акций Курумоча.
В конце 2011 года ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в ГК «Ренова») выиграло конкурс по реализации инвестиционной программы развития международного аэропорта Курумоч. Однако, часть активов осталась во владении структур, связанных с депутатом губернской думы Алексеем Ушамирским. В частности, подконтрольная депутату группа «ВИД» владела гостиницей в аэропорту, привокзальными стоянками, VIP-терминалом (переделан из автовокзала) и цехом бортового питания.
В 2013 году ЗАО «Курумоч-инвест», подконтрольное ГК «Ренова», приобрело всю инфраструктуру вокруг самарского аэропорта, принадлежавшую до этого бизнес-структурам.
19 января 2015 года на территории аэропорта введено в эксплуатацию здание нового терминала. 5 апреля 2015 года здание старого терминала закрыто для пассажиров (предположительно, до 2018 года).
В январе 2018 года введена в эксплуатацию реконструированная ВПП-2 (15/33), не работавшая на протяжении ряда лет. 31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя Сергея Королёва.
Галерея