«Научить летать можно любого, вот только надо найти подход к человеку, который и позволит научить себя»


Евгений, вы директор лётной школы «Авиатор». В чём, по вашему мнению, её уникальность?

Я убеждён, что наша школа выделяется на фоне других благодаря своей уникальной программе обучения и оснащению. Люди, увлечённые авиацией, которые читают ваш журнал, смогут по достоинству оценить все преимущества «Авиатора».

Сегодня в нашей школе работает три авиационных клуба. В каждом из них имеются кабины настоящих самолётов Як-40, Л-39, а также макеты Су-27 и Cessna 172. В этих кабинах установлены тренажёры, которые позволяют получить навыки управления настоящими самолётами.

В наших клубах есть уникальные тренажёры, которые помогут развить координацию движений, кресло Барани, предназначенное для тренировки вестибулярного аппарата, и очки-инверторы.

Стулья — кресла от самолётов Boeing 737, 747, эконом, бизнес и первого класса, столы — части крыла самолёта. Также здесь вы найдёте стойки шасси, реактивные двигатели, манекены в лётном обмундировании, приборы и авиационное оборудование.

Программа обучения разработана по особому принципу. Она включает в себя не только изучение основ авиации, мотивационный блок и специальные физические упражнения. Мы проводим множество интересных встреч с известными в авиации людьми, выезжаем в авиакомпании и к производителям самолётов и вертолётов. В Москве, на ВДНХ, посещаем самолёты Як-42, Су-27 и вертолёт Ми-8.

Чем подтверждается наша уникальность? Только результатами! Мы добились впечатляющих успехов, и с каждым годом результаты становятся всё лучше.

Наша школа существует уже 11 лет, и за это время мы реализовали множество интересных проектов. Однако самым важным направлением нашей деятельности является работа со школьниками. Каждый год обучаем, воспитываем и прививаем ценности примерно 2 тыс. ребят. Но наш главный результат — вклад в развитие авиации в будущем. Ведь именно те дети, которые сейчас занимаются у нас, будут формировать будущую авиацию.

Всё зависит от того, что знает и умеет человек, от его мотивации и смелости мыслить. От умения делать и доводить до конца начатую работу. От дерзости помыслов и способности предлагать инновационные, революционные идеи для развития авиации.

Сотни детей, которые занимались у нас, по-другому взглянули на мир, на себя и на своё место в этом мире. Они осознали, что для достижения успеха в жизни нужно много работать над собой.

Давайте теперь более конкретно рассмотрим наши достижения. Сотни наших выпускников поступили в авиационные вузы. Провели более 2 тыс. профориентационных экскурсий. Открытие для посещения самолётов Як-42, Су-27 и вертолёта Ми-8 на ВДНХ в Москве. Участие в авиационных форумах, выставках и фестивалях (115 за 11 лет). Организация и проведение виртуального перелёта по маршруту экипажа Валерия Чкалова на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер, который длился 63 часа 16 минут. Производство двух тренажёров в Зимбабве.

Обучение пилотированию осуществляется как офлайн, так и онлайн. С какими вызовами вы сталкиваетесь при организации дистанционного обучения и как подходите к разработке учебного материала?

В основном обучение проходит офлайн, в трёх клубах в Москве. Однако также уделяем внимание и дистанционному образованию. Вот несколько примеров. Мы решили подготовить занятие по Ан-124 «Руслан» и Ил-76. Для этого договорились с авиакомпанией «Волга – Днепр» (отдельное спасибо им за помощь!) и отправились на два дня в Ульяновск. Занятие снимал профессиональный оператор на две камеры 4К, обеспечивая качественный звук. В первый день работали на тренажёре Ан-124, помогали экипаж в полном составе и инструктор тренажёра. Во второй день снимали уже на самих «Руслане» и Ил-76. Перед поездкой написали сценарий съёмки, который соблюдали во время процесса. Удивительно, но иногда приходилось делать по три дубля, а затем монтировать материал. В итоговый продукт входил учебный материал, музыка и вопросы к пройденному материалу. На всю работу ушла примерно неделя, а три человека отправились в командировку в Ульяновск, чтобы создать занятие продолжительностью 60 минут.

Съёмки проводились на тренажёрах и в помещениях других авиакомпаний. Поскольку курс должен быть интересным, мы включили в него игровые задания. Неоднократно проводили игру AVIATOR BRAIN CUP, основанную на принципе игры «Что? Где? Когда?», но с вопросами, связанными только с авиацией. Это были захватывающие игры, которые мы проводили как офлайн, так и онлайн.

Какие основные навыки вы передаёте школьникам?

Мы учим летать на тренажёрах самолётов, включая день, ночь, плохие и сложные метеоусловия, на базовом типе Cessna 172. Наши ученики совершают полёты по кругу и по маршруту, ведя радиообмен. За год набирают от 20 до 40 часов налёта. Кстати, ребята учатся начальному уровню ведения радиообмена на английском языке, а также командам между членами экипажа.

Учим быстро думать, задавать вопросы, не стесняться высказывать и отстаивать свою точку зрения. Поверьте, с этим сейчас проблема.

Развиваем координацию движений и тренируем вестибулярный аппарат.

А ещё у нас есть специальный «спортзал для мозгов», где мы используем различные тренажёры и упражнения. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Уделяем внимание физической подготовке, обучая правильно отжиматься и подтягиваться, а также выполняя специальные упражнения.

Мы развиваем не только навыки, но и жизненные принципы. Учим работать над собой, доводить дело до конца, быть упорными и усердными. Не сдаваться перед трудностями и иметь жизненный стержень.

Какие направления планируете развивать в лётной школе?

Думаем развивать курс беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), технически совершенствовать тренажёры самолётов, улучшать мотивационную и психологическую подготовку, проводить уникальные виртуальные перелёты и организовывать качественные онлайн-трансляции.

Какую роль играют современные технологии в профессиональной ориентации молодёжи в авиационной отрасли?

Дети очень продвинутые. Их надо постоянно удивлять. Например, тренажёры в VR-очках мы сделали пять лет назад, сейчас ввели очки- инверторы.

Недавно создали новый тренажёр для развития координации движения. Он представляет собой мини-ранец, на котором закреплена подвижная платформа. С помощью рычагов на верёвке дети могут управлять платформой, поворачивая её и поднимая или опуская. Задача — выпить несколько глотков воды из стаканчика, который установлен на платформе.

Ребятам нравятся не только электронные, но и механические тренажёры. Однако есть одна проблема: многие дети хотят проводить время в телефонах. Это наш главный конкурент, и мы боремся с этим, но, конечное, это не так просто.

Авиация быстро развивается, и мы решили, что должны учить детей тому, что есть сейчас и что будет завтра. Мы стремимся идти вперёд, опережая время.

Раньше многие мечтали стать пилотами. Как думаете, сейчас интерес молодёжи к авиационным профессиям по-прежнему высок?

Уровень интереса остаётся высоким, но мотивация меняется. Сейчас многие стремятся к высоким зарплатам и льготам. Если раньше в основном были романтики, то теперь больше людей выбирают профессию из соображений выгоды.

Мы стремимся привить детям любовь к будущей профессии. Например, в наших авиационных клубах есть правило: нельзя говорить слово «небо». Вместо этого мы с любовью произносим «небушко»! Также не говорим «до свидания», вместо этого желаем друг другу «встречного ветра на взлёте» или «попутного ветра на эшелоне».

Ещё одна тенденция, на которую мы обратили внимание, — дети ожидают чрезмерной помощи от своих родителей. Многие родители слишком сильно любят своих детей и оберегают их от всего, выполняя многие вещи за них. Так что проводим занятия без родителей и даём задания для самостоятельного выполнения.

Удивительно, но вы пишете картины и стихи. О чём ваши произведения?

В основном мои работы посвящены природе, но часто в окружающий мир я включаю и людей. Мне очень нравятся слова Марка Твена: «В жизни каждого человека есть два великих дня: день, когда он родился, и день, когда он понял, для чего». Мои работы в основном о том же.

Вы увлекаетесь водным туризмом. Что вас вдохновляет?

Скорее, водным экстримом. Школьником я стал к. м. с. по водному поло, а в училище лётчиков выступал за команду по офицерскому троеборью, в которое входит плавание. Меня вдохновляет сама стихия! Она прекрасна в своём многообразии: шторм, спокойное море, закаты, ныряние. Я немного плавал на катерах и яхтах. Всё это даёт мне ощущение свободы, адреналин и возможность задуматься о своей жизни.

В числе ваших достижений есть звания «Человек года» и «Отец года». Что они для вас значат?

Как говорят в одной рекламе, «они окрыляют»! Когда занимаешься любимым делом, участвуешь в конкурсах и побеждаешь в них, осознаёшь, что всё делаешь правильно. Понимаешь, что твоя работа важна. Она становится не просто работой, а призванием, и ты лучший в ней.

Победы в конкурсах как выброс адреналина. После каждой ставишь планку выше и стремишься к ней. Победа не ради кубка, а ради счастья, которое она приносит. Она вдохновляет биться и побеждать, идти вперёд!

Какую роль играют ваши дети в вашем успехе и достижениях?

Мой сын заканчивает МАИ, а дочка учится в 7-м классе. Однажды я спросил у одного директора школы, сколько у него детей. Он без запинки ответил: «765. 762 ребёнка учатся в моей школе и три моих ребёнка».

С возрастом понимаешь, что наше продолжение — в наших детях. Что заложим, то и получим. Именно поэтому я стал заниматься обучением, воспитанием и развитием детей. С моей точки зрения, это одно из самых важных предназначений любого человека — оставить после себя продолжение в мыслях и поступках других людей. Дать им толчок для развития, привить правильные ценности.

Я безумно люблю своих детей, но считаю, что я строгий папа. Конечно, балую их, но и требую особого отношения к важным вещам: к учёбе, семье, себе и окружающим людям. Как получается? По-разному!

Часто я спрашиваю детей: «Хочу в клубах внедрить изменения, а как бы вы на это отреагировали?». Прислушиваюсь к их мнению.

Наверно, моя работа сейчас и для них. Чтобы они на моём примере видели, как можно и нужно менять будущее, передавая свои знания и умения будущему поколению.

Мой папа был пилотом гражданской авиации, налетал 21 000 часов. Он был пилотом-инструктором и часто говорил, что научить летать можно любого, вот только надо найти подход к человеку, который и позволит научить себя!

Что хочу ещё сказать? Не надо стесняться делиться своими знаниями и опытом. Подумайте, а что вы оставите после себя? Кто и как продолжит ваш путь? Об этом можно и нужно думать в любом возрасте.

А ещё хочу всем пожелать встречного ветра на взлёте, попутного на эшелоне!

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.