Длина: 54,10 м

Высота: 16,54 м

Размах крыла: 44,84 м

Площадь крыла: 260 м2

Практическая дальность полёта: 7700 км

Максимальная скорость: 940 км/ч

Крейсерская скорость: 895 км/ч

Полезная нагрузка: 266 пассажиров или 34 900 кг груза

Масса пустого снаряжённого самолёта: 90100 кг

Максимальная взлётная масса: 165000 кг

Тип двигателя: 2 ТРДД General Electric CF6 80C2А1 (Pratt Whitney PW4000)

 яга: 2×25400 (27900) кгс

Практическая дальность: 7700 км

Практический потолок: 12200 м

Экипаж: 2 человека

Airbus A300 стал первым самолётом, построенным компанией Airbus после слияния различных самолётостроительных фирм Европы. В то же время это был первый двухдвигательный широкофюзеляжный самолёт в мире.

К перспективному среднемагистральному авиалайнеру ведущие европейские компании сформулировали требования в июне 1965 года на XXVI авиасалоне в Ле-Бурже. Первоначально европейские авиастроители работали раздельно. Чуть позже авиастроители Великобритании, Франции и ФРГ, при поддержке правительств, объединились в консорциум.

В качестве базовой была принята схема самолёта HBN 100, разработанная фирмами Hawker, Brequet и Nord Aviation, с вместимостью, увеличенной до 300-320 пассажиров. 26 сентября 1967 года в Бонне правительства Великобритании, Франции и ФРГ подписали меморандум о финансировании совместного проекта по созданию широкофюзеляжного авиалайнера с двумя двигателями на пилонах под крылом.

Работы распределились так:

– фирма Sud Aviation во Франции разрабатывала пилотскую кабину, нижнюю часть центральной секции фюзеляжа и систему управления самолёта;

– фирма Hawker Siddelley в Великобритании разрабатывала крыло;

– фирма Deutsche Airbus в ФРГ — переднюю и заднюю секции фюзеляжа и верхние части центральной секции;

– фирма Fokker в Нидерландах изготавливала закрылки и спойлеры.

Появились первые заказчики: французская авиакомпания Air France заказала шесть самолётов и сделала заявку ещё на десять, испанская Iberia заказала четыре самолёта, датская Sterling Airways — три самолёта.

Постройка первого опытного самолёта Airbus А300В1 началась в сентябре 1969 года. Первый полёт состоялся 28 октября 1972 года, а в конце июня 1973 года — первый полёт самолёта Airbus А300В2, фюзеляж которого был удлинён на 2,6 м. В 1974 году началось и серийное производство новых лайнеров.

К началу испытаний самолёта появились новые заказчики: немецкая Lufthansa и швейцарская SATA. Чтобы привлечь потенциальных заказчиков, один из прототипов отправился в месячное американское турне, а затем в новое демонстрационное турне по странам Европы, Ближнему Востоку и Индии.

Первый самолёт был поставлен в мае 1974 года. Первоначально на рынке появились лайнеры Airbus А300В2-100 с двигателями General Electric CF6-50C.

Следующими модификациями стали Airbus А300В4 с улучшенными характеристиками и увеличенной дальностью полёта, грузопассажирский вариант Airbus А300С4 и грузовой Airbus A300F4, Airbus А300-600 для авиалиний средней и большой протяжённости, Airbus с двигателями CF6-80C2, Airbus A300-600R с увеличенной дальностью полёта, грузовой A300-600ST Beluga, предназначенный для перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей), Airbus A300 ZERO-G для имитации условий невесомости. В 2005 году авиакомпании мира эксплуатировали 407 самолётов Airbus А300 всех моделей. К 2015 году лайнер выведен из эксплуатации в крупнейших авиакомпаниях мира и Европы и заменён на более позднюю модель Airbus A330.

Airbus A300 — широкофюзеляжный среднемагистральный авиалайнер. Низкоплан с крылом малой стреловидности, двумя турбовентиляторными двигателями, подвешенными под крылом, и однокилевым оперением. А300 — первый в мире коммерческий самолёт, в котором активно применялись композиты, особенно стеклопластик. Экипаж два человека, функции бортинженера перешли к компьютеру.

Наибольшее количество машин производилось в качестве сугубо пассажирских самолётов с примерно 250 местами, хотя производились как переоборудованные экземпляры (A300C4), так и полностью грузовые машины (A300F4). С середины 1990-х годов производился только один грузовой вариант — A300F4-600R. До мая 2005 года поступило 135 заказов.

В июле 2007 года производство A300 было прекращено для того, чтобы использовать производственные мощности для сборки самолётов более новых серий. Последний самолёт этого типа был поставлен 12 июля 2007 года в модификации A300F4-600R для грузовой авиакомпании FedEx. За всё время производства был сделан 561 широкофюзеляжный самолёт A300. В эксплуатации по состоянию на октябрь 2008 года находилось 412 самолётов этого типа.

Производства Airbus располагаются в различных странах Европы. Корпусные детали производят в Великобритании, другие компоненты во Франции и Германии. Между заводами части транспортируются самолётами и автомобильным транспортом.

Во Франции (Тулуза) производятся полётопригодные неотделанные машины. Внутренняя отделка, как заключительное действие происходит в Гамбурге-Финкенвердере, затем самолёт перелетает в Тулузу, после чего и доставляется клиентам. Такая схема производства уникальна и существует только у Airbus, и, хотя всегда имелись попытки воспроизвести такое производство, прежде всего во Франции, но пока они остаются только попытками.

Так как всё увеличивающиеся части самолёта не могли больше транспортироваться на Super Guppy, на основе A300-600 был разработан специальный самолёт A300-600ST, известный также как Airbus Beluga, произведённый до сегодняшнего дня в количестве 5 экземпляров.

В первые годы производства самолёты А300 авиакомпании покупали неохотно. Самолёты строились и сразу отправлялись на хранение. Первыми покупателями стали национальные авиакомпании Франции Air France и Германии Lufthansa. Во Франции полёты начались в мае 1974 года рейсом из Парижа в Лондон, затем начались регулярные рейсы в Ниццу, Дюссельдорф и Милан. Lufthansa начала эксплуатацию А300В2 с февраля 1976 года.

Несмотря на то что А300 расходовал меньше топлива на одного пассажира и был проще в наземном обслуживании, чем американские трёхдвигательные конкуренты DC-10 и L-1011 коммерческие успехи А300 были скромными. За первые два года после сертификации авиалайнера удалось продать менее 30 экземпляров. За весь 1976 год не удалось получить ни одного заказа. Производство сократилось до одного самолёта за два месяца.

В мае 1975 года генеральным директором концерна Airbus Industrie стал Бернар Летиер, который поставил задачу проникнуть на североамериканский и восточноазиатский рынок. Он передал авиакомпании Eastern Air Lines в бесплатную аренду, на четыре месяца, четыре самолёта А300В4, для оценки характеристик самолёта. Работая на самых загруженных маршрутах авиакомпании, эти самолёты показали явное преимущество перед использовавшимися там же L-1011. А300В4 потреблял на этих рейсах на 30 % меньше топлива, что было особенно ценно в условиях роста цен на авиатопливо после энергетического кризиса 1973-1974 годов. В итоге авиакомпания Eastern Air Lines кроме этих четырёх самолётов приобрела ещё 30 экземпляров. Сразу после этого последовали заказы и от других американских компаний. Десять самолётов заказали британские авиакомпании. Появился спрос и на грузовую модификацию самолёта.

По состоянию на 10 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 35 самолётов Airbus 300. Airbus 300 пытались угнать 30 раз, при этом погибли 12 человек. Всего в этих происшествиях погибли 1435 человек.

С целью создать новый объект для любителей дайвинга 5 июня 2016 года в Эгейском море около турецкого города Кушадас, затопили самолёт Airbus A300. Авиалайнер был списан, но за него заплатили 93 тысячи долларов США.