Создание 32-местного двухдвигательного самолета Ан-24 началась в киевском ОКБ-473, которое возглавлял О.К. Антонов (ныне — ГП «Антонов»), на основании постановления Совета Министров СССР No. 1417-656 от 18 декабря 1957 г. Согласно заданию, самолет с коммерческой нагрузкой 4000 кг должен был обладать дальностью полета до 400 км при крейсерской скорости 450 км/ч. Предусматривалась его эксплуатация с грунтовых ВПП длиной до 1200 м. Требовалось обеспечить продолженный взлет при отказе одного двигателя в момент отрыва и полет на одном двигателе на высоте до 4000 м.

Ведущим конструктором по самолету стал А.И. Шиврин (позднее В.В. Небаба). При разработке Ан-24 использовался задел по проекту пассажирского самолета Ан-26 (первый с таким названием), который был выполнен в 1957 г. Этот лайнер предназначался для перевозки 36-40 пассажиров на воздушных линиях протяженностью до 1000-1600 км. Его предполагалось оснастить двумя двигателями АИ-20П взлетной мощностью по 5800 э.л.с. Он мог работать с грунтовых аэродромов и отличался очень высокими взлетно-посадочными характеристиками (ВПХ): длина разбега — 300 м, пробега — 250 м. Однако заказчиков не заинтересовал пассажирский самолет КВП, и создание Ан-24 пошло по другому направлению, согласно новому заданию. С двигателями АИ-24 мощностью по 2400 э.л.с. самолет не мог взлетать с коротких полос, но зато существенно улучшились его экономические характеристики.

В январе 1958 г. в Киеве началось изготовление первого прототипа Ан-24 (сер. No. 00-01 ). Самолет строили на авиазаводе No. 473* и дорабатывали на опытном производстве ОКБ. Параллельно в Запорожье коллектив ОКБ-478, которым руководил А.Г. Ивченко, создавал двигатель АИ-24. Работы продвигались успешно, и в начале 1959 г. на летающей лаборатории Ан-12 начались испытания АИ-24 с воздушным винтом АВ-72.

В сентябре киевляне завершили постройку первого опытного Ан-24, получившего госрегистрацию СССР-Л1959. Как это часто бывает, он значительно отличался от последующих машин. Вот лишь некоторые его особенности: «тупой» нос; укороченные мотогондолы, хвостовые части которых отклонялись вместе с закрылками; стойки основных опор шасси с тремя подкосами, причем в убранном положении их колеса оставались полуутопленными. Вместимость составляла 44 пассажира, для которых оборудовали комфортный салон с люминесцентным освещением, впервые примененном в СССР на пассажирском самолете.

Борт СССР-Л1960 впервые поднялся в небо 10 июля 1960 г. В том же году на киевском авиазаводе были построены еще три машины: СССР-Л19603, СССР-Л19604 и СССР-Л19605 (сер. No.No. 00-03,00-04 и 00-05, соответственно). В основном они соответствовали доработанному самолету No. 00-02, но основные стойки шасси остались старой конструкции. Эти машины также задействовали в заводских испытаниях, которые из-за постоянных доработок растянулись до марта 1961 г.

В августе три Ан-24 (Л-1959, Л-1960 и Л-19603) приняли участие в авиационном параде в Тушино.

В 1964 г. максимальную взлетную массу Ан-24А довели до 20 т, сознательно пойдя на некоторое ухудшение ВПХ, но зато за счет увеличения запаса топлива дальность полета с грузом 4000 кг удалось увеличить в 2 раза — до 800 км.

В 1968 г. начались поставки Ан-24Т на экспорт (в некоторых публикациях эти самолеты обозначают Ан-24ТВ). До 1970 г. в Румынию, Конго, Ирак и Судан поставили 17 таких машин.


Галерея

Добавить комментарий