Ан-124 «Руслан»
Длина самолёта — 69,1 м; высота — 21,08 м; размах крыла — 73,3 м;
Грузоподъёмность — 120 000 кг;
Максимальная взлётная масса — 392 000 кг;
Максимальная скорость — 865 км/ч;
Дальность полёта (перегоночная) — 16 000 км;
Дальность полёта — 12 200 км (с грузом 40 т) и 5210 км (с грузом 120 т);
Практический потолок — 11 600 м;
Экипаж — 6-7 человек;
Пассажировместимость — 7 человек в кабине сменного экипажа и 21 — в кабине обслуживающего персонала
Ан-124 «Руслан» — крупнейший в мире транспортный самолёт. Лидер на рынке авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжёлых грузов и большого количества военной техники. Сочетание таких лётно-технических характеристик, как объём грузовой кабины, дальность полёта, возможность загрузки без специального оборудования, позволяет перевозить технику массой до 120 тонн на предельно большие расстояния.
В настоящее время, наряду с военно-транспортными Ил-76МД, сверхтяжёлые «Русланы» — настоящие «рабочие лошадки» военно-транспортной авиации (ВТА) Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Всего на вооружении десять Ан-124. Функции по продлению сроков эксплуатации и поддержанию лётной годности, а также модернизации этих самолётов возложены на Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина.
История Ан-124 берёт своё начало в 60-х годах прошлого века. В те годы в США разрабатывался военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности Lockheed C-5A Galaxy, который превосходил по основным характеристикам советский «транспортник» Ан-22 «Антей», оснащённый четырьмя турбовинтовыми двигателями.
В 1967-м опытно-конструкторское бюро Киевского механического завода (впоследствии — ОКБ О. К. Антонова, ныне — государственное предприятие «Антонов») представило технический проект «122». Предложенная машина являлась развитием Ан-22 и не могла достойно конкурировать с Galaxy, проект был отклонён.
Через три года коллектив бюро Олега Антонова представил заказчику аванпроекты ещё двух самолётов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъёмность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъёмность 140 тонн). В феврале 1972 года было принято решение реализовать проект «124». Он обеспечивал переброску почти всей номенклатуры техники и вооружения Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, ПВО и даже Ракетных войск стратегического назначения. Ан-124 превзошёл американский самолёт C-5A Galaxy по транспортному потенциалу на 25%.
Специально для выпуска «Русланов» на Киевском авиационном производственном объединении (ныне — серийный завод «Антонов») в 1973-1979 годах были возведены производственные корпуса с пролётами до 100 м. Коллектив предприятия освоил новое оборудование, включая лазерную технику, а также десятки новых для советских авиазаводов технологических процессов.
Консоли крыла, центроплан и крупногабаритные детали фюзеляжа изготавливались на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова и перевозились в Киев «на спине» Ан-22. Двигатели выпускались в Запорожье, вспомогательная силовая установка — в подмосковном Ступине, элементы гидравлического комплекса — в Москве и Харькове, прицельный пилотажно-навигационный комплекс — в Ленинграде. Всего было задействовано более 100 предприятий.
Выкатка опытного экземпляра из цеха состоялась 24 октября 1982 года, первый полёт он произвёл 24 декабря того же года на заводском аэродроме в Святошине (Украина). Самолёт поднял в воздух экипаж под командованием лётчика-испытателя Владимира Терского.
«Руслан» стал последним самолётом, созданным под непосредственным руководством известного авиаконструктора Олега Антонова.
Впервые Ан-124 был продемонстрирован в мае 1985 года, а спустя две недели зарубежная публика и специалисты увидели его на Международном аэрокосмическом салоне во французском Ле-Бурже. В том же году «Руслан» поставил сразу 21 мировой рекорд, включая рекорды дальности полёта и грузоподъёмности.
Освоение Ан-124 строевыми частями советской военно-транспортной авиации ВВС началось в 1987 году. Машина была принята на вооружение приказом Верховного главнокомандующего Михаила Горбачёва от 28 марта 1991 года. После распада Советского Союза все военные Ан-124 унаследовала РФ.
В 1989 году постановлением Совмина СССР Киевский механический завод получил право осуществлять грузовые авиаперевозки на Ан-124, для этого было создано авиатранспортное предприятие (ныне — «Авиалинии Антонова»). 30 декабря 1992 года Межгосударственный авиационный комитет выдал сертификат лётной годности гражданского транспортного воздушного судна модификации Ан-124-100.
В разные годы Ан-124 использовались для перевозки таких грузов, как гидротурбины, электрогенератор массой 135 тонн, локомотивы, космические аппараты в капсулах, вагоны метро, яхты, базальтовый монумент и многое другое.
Общее число выпущенных самолётов этого типа по состоянию на конец 2017 года составляет 56 единиц. Из них в 1982-2003 годах 20 машин построили в Киеве, ещё 36 — в 1985–2004 годах — в Ульяновске.
В прошлом году Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина начал модернизацию военно-транспортных самолётов Ан-124, имеющихся на вооружении ВКС РФ. 1 декабря 2017 года первому модернизированному на «Авиастаре-СП» Ан-124-100 было присвоено имя авиаконструктора Олега Антонова.
«Руслан» выполнен по схеме четырёхмоторного широкофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом, однокилевым оперением и многоопорным шасси. Оснащён четырьмя подвешенными под крылом турбореактивными двухконтурными двигателями Д-18Т производства Запорожского моторостроительного завода (ныне — ПАО «Мотор Сич», Украина).
Самолёт имеет двухпалубную компоновку — с кабинами пилотов, сменного экипажа и салоном для сопровождающих лиц на верхней палубе и герметичной грузовой кабиной на нижней. Общим объёмом 1050 м³ она обеспечивает широкие возможности для транспортировки различных видов грузов, в том числе нестандартных и крупногабаритных, а также требующих специальных условий перевозки.
«Руслан» имеет два грузовых люка — носовой и хвостовой, оснащённых раскладывающимися грузовыми рампами. Для погрузки нестандартных грузов в кабине установлены две электролебёдки тягой до трёх тонн каждая и четыре электротельфера (кран-балки) общей грузоподъёмностью до 30 тонн.
К числу особенностей самолёта следует отнести возможность грузолюков организовать сквозной проезд техники и значительно сократить время погрузки-выгрузки. Ан-124 может взять на борт четыре вертолёта семейства Ми-8 или 18 обычных легковых автомобилей. Также может перевезти ракету длиной 18 метров. Кстати, в 2015 году в Крым с Дальнего Востока на Ан-124 были доставлены две мобильные газотурбинные электростанции мощностью по 25 МВт каждая.
Самолёт в состоянии перевозить до 440 парашютистов-десантников или 880 военнослужащих с полным снаряжением. Однако на Ан-124 не допускается десантирование парашютным способом. Проведённые в 1989 году испытания со сбросом манекенов-парашютистов заставили отказаться от идеи десантирования людей таким образом. Это обуславливалось аэродинамическими факторами модели: мощные завихрения воздуха позади самолёта препятствуют нормальному раскрытию парашютов. Ведь изначально «Руслан» создавался для транспортирования к месту старта космических и стратегических ракет, а также элементов пусковых установок.
Что касается шасси, снабжённое 24 колёсами, оно позволяет эксплуатировать самолёт с грунтовых взлётно-посадочных полос и изменять угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.
В настоящее время Ульяновский завод «Авиастар-СП» проводит сервисное обслуживание и модернизацию «Русланов» в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150. В последнем максимальная загрузка — 150 тонн, а взлётная масса увеличена до 402 тонн. Это позволяет ещё значительнее улучшить технические характеристики самолёта.
Вместе с тем принято решение (на бумагах расписано), что на очереди стоят работы по созданию сверхтяжёлого военно-транспортного самолёта.