Анастасия Перова
«Я, без сомнения, своё будущее вижу в авиации»
Анастасия, за что вы любите небо и авиацию?
Я люблю летать. Мне нравятся все процессы, предшествующие полёту: подготовка к рейсу, нахождение на аэродроме. А чего стоят взлёты и посадки! Не говорю уже о прекрасных видах. Очень здорово лететь вечером: есть шанс встретить закат или рассвет на высоте, что, несомненно, прекрасно. Побывав однажды в небе, работу в офисе уже даже не рассматриваешь.
Всё началось с организации деловых поездок. Кто такой тревел-менеджер, кому и зачем он нужен?
Крупные компании очень часто отправляют своих сотрудников в командировки. И за организацией этого процесса обращаются в тревел-агентства. В соответствии с политикой и правилами компании, специалист по организации деловых поездок оформляет авиа- и железнодорожные билеты, бронирует гостиницы и заказывает трансфер. А при возникновении форс-мажорных ситуаций оказывает всю необходимую поддержку.
Позже вы учились в авиашколе «Аэрофлота» на бортпроводника. Что входит в программу обучения?
Обучение на бортпроводника длится, как правило, три месяца. Есть теоретическая часть и практическая. На первоначальном этапе обучают сервису, азам медицины, аварийно-спасательной подготовке, авиационному английскому, правилам перевозки и авиационной безопасности. По каждому предмету сдают экзамен. На втором этапе уже идёт переподготовка на конкретный тип воздушного судна с последующим вводом в строй в рейсовых условиях с проверяющим.
Вы получили свидетельство на пять воздушных судов: А-320/330, B-737/777, RRJ-95. Чем схожа и чем отличается работа на них?
Технология работы стандартная. А вот что касается конструкции самолёта и аварийно-спасательного оборудования — везде всё разное. Приходя на новый тип самолёта, бортпроводник должен знать, как перевести дверь в armed/disarmed, какие выходы используются для эвакуации на данном типе, где находятся огнетушители и аварийные радиомаяки, оборудован ли самолёт спасательными плотами и многое, многое другое. Также отличия есть в требуемом минимальном количестве членов экипажа на борту.
Одного обучения мало — нужно достойно проявить себя на собеседовании, устраиваясь на работу. Что требуется от будущих бортпроводников?
Собеседование достаточно серьёзное, состоит из нескольких этапов: тест из десяти вопросов на компьютере на знание английского, психологический тест, общение на разговорном английском в группе, личное собеседование. После каждого этапа часть кандидатов отсеивали. По моим подсчётам, из 25 человек приглашение на работу получили только четверо.
Основные требования: нужно быть старше 18 лет, окончить 11 классов, знать английский на уровне Intermediate или выше. Для девушек — быть ростом не ниже 160 см. В некоторых авиакомпаниях могут не допустить к работе бортпроводника из-за татуировок на открытых частях тела. Ну и, конечно же, нужно быть готовым к рабочим нагрузкам и сменной работе, так как авиакомпания выполняет полёты по разным направлениям в различные дни недели и время суток.
Большое внимание уделяется внешнему виду стюардесс. Что обязательно вы должны были учитывать и готовы ли были к этому изначально?
Да, авиакомпании очень строго следят за стилем и имиджем бортпроводников. Все стандарты — от правил ношения форменной одежды до макияжа и цвета маникюра — прописываются в руководстве. Я была к этому готова. Форму любила и носила её с гордостью. Да и когда собираешься на работу, не приходится думать, что надеть. Пришлось только смириться с причёской. Каждый рейс приходилось делать «пучок», а он не всегда получался с первого раза.
Вы работали бортпроводником год. Из чего состояли ваши день, неделя, месяц?
Летала я примерно через день. На каждый рейс шла с воодушевлением, ведь впереди меня ждали непередаваемые ощущения полёта, общение с пассажирами разных возрастов и национальностей, перелёты в новые города и страны. Но все мои дни состояли в основном из работы. После рейса хотелось только спать. А из-за ненормированного графика страдала личная жизнь и пропускались все важные даты, связанные с родными.
Вы говорили, что посетили 15 стран. Часто ли получалось посмотреть в командировке город, в который вы прилетели?
Как правило, большинство рейсов — разворотные. То есть ты прилетаешь в город, высаживаешь одних пассажиров, сажаешь других и летишь обратно. В таком случае удаётся только подышать свежим воздухом, стоя на трапе. Но один-два раза в месяц были командировки, и мы останавливались на сутки. В командировках я всегда гуляла, ходила по магазинам и ездила смотреть достопримечательности. Так, в Нью-Дели увидела храм Лотус Темпл, мавзолей Хумаюна (входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО), в Дубае — Бурдж-Халифа, в Пекине — парк Цзиншань, в Мадриде — парк Хуан Карлос I, в Бишкеке — Национальный парк Ала-Арча, на Камчатке — лежбище сивучей, в Красноярске — место с изображения на десятирублевой купюре — мост и часовню.
Бывали у вас экстренные ситуации на борту самолёта, в которых нужно было проявить свои навыки?
Приходилось только оказывать медицинскую помощь на борту. Экстренных ситуаций, к счастью, не было.
Немало приходилось общаться с пассажирами. Какие они — приветливые и дружелюбные, переживающие или агрессивные?
Все люди разные, и к каждому нужен свой подход. Но в большинстве рейсов пассажиры были доброжелательные, и если ты им улыбалась, они улыбались в ответ.
Вы захотели быть пилотом и поступили в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Кто или что повлияло на ваш выбор?
Я давно задумывалась об этом и часто общалась с другом, который на тот момент учился на первом курсе в Сасово. Мне нравилось в авиации, но всю жизнь оставаться бортпроводником не хотелось. К сожалению, наша основная функция по обеспечению безопасности сводилась к обслуживанию пассажиров. А там ещё и коронавирус ударил, авиация очень пострадала. Поэтому я для себя решила, что пока экономика будет восстанавливаться, отучусь на пилота. В себе я уверена. Со своим характером, целеустремленностью и тягой к знаниям, несомненно, со всем справлюсь.
Вы отлетали 105 часов на Cessna-172S и получили свидетельство частного пилота. Что это значит, какие права у вас есть?
Свидетельство частного пилота (PPL) я получила, отлетав 45 часов на Cessna-172S. Сейчас у меня есть право пилотировать однодвигательный самолёт с личными целями и просто для удовольствия. Права перевозить пассажиров за деньги у меня нет, для этого нужно получать свидетельство коммерческого пилота (CPL). Для этого необходим общий налет в 150 часов: 105 часов на однодвигательном воздушном судне, 25 часов на двухдвигательном и тренажёрная подготовка.
Желаем, чтобы у вас всё получилось. А каким вообще видится профессиональное будущее?
В авиационной отрасли всегда были подъёмы и спады. Я, без сомнения, своё будущее вижу в авиации. Но из-за ситуации в стране обстоятельства складываются не так, как хотелось бы. Сейчас главное — не отчаиваться, уметь ждать и прилагать все усилия для трудоустройства.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.
Обожаю девушек за штурвалом самолета! Авиация, это и так красиво! Но! Когда за штурвалом самолёта хрупкая и симпатичная девушка, это — вообще, что-то! Желаю Анастасии всяческих успехов в покорении неба и обузданию авиационной техники и самолётов!