Самолёт-амфибия Бе-103

0

Бe-103 — лёгкий самолёт-амфибия многоцелевого назначения предназначен для выполнения следующих задач: грузо-пассажирские перевозки; оказание срочной медицинской помощи; патрулирование, противопожарный и экологический надзор, контроль акваторий; туристический бизнес. Амфибиевные качества Бе-103 обеспечивают его широкое использование в различных районах, имеющих большое количество рек, озер, водохранилищ, труднодоступных для других видов транспорта. Создан в ОКБ Бериева.

В мире большое количество государств имеющих протяженную морскую границу и обладающих множеством внутренних водоемов. Легкие самолеты-амфибии могут эффективно использоваться при перевозке пассажиров и грузов в местах, где недостаточно развита сеть обычных аэродромов, а есть большое количество озёр и рек.

Разработка самолёта началась в начале 90-х годов. Данный проект был инициативным и преследовал две основные цели — отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов со взлетной массой более 500 тонн и создать многоцелевую амфибию для перевозок пассажиров и грузов на местных линиях страны. Бе-103 стал масштабной летающей моделью амфибии с необычной для машин такого класса аэрогидродинамической компоновкой. Бе-103 первый самолет-амфибия, созданный не по заказу военных.

Первый полёт Бе-103 состоялся 15 июля 1997 года.

Кроме базового пассажирского варианта разработан целый ряд модификаций самолета-амфибии: транспортный, административный, санитарный (один лежачий больной, один-два сидячих, один медработник), патрульный, экологический.

Серийно производился на Комсомольском-на-Амуре Авиационном Производственном Объединении. Несколько штук эксплуатируются в России, 3 самолета продано в США (в 2003 г.) и 2 в Китай (в 2010 г.).

Самолет-амфибия Бе-103 спроектирован в соответствии с нормами летной годности АП-23 (Россия) и FAR-23 (США).

21 декабря 2001 года был получен сертификат типа по шуму на местности № СШ 126-Бе-103.

26 декабря 2001 г. самолет получил сертификат типа № СТ204-Бе-103 нормальной категории по АП-23.

26 декабря 2002 года было получено дополнение к сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д1, которое расширяет условия эксплуатации при выполнении полетов на грунтовых аэродромах.

11 июля 2003 г. в США на выставке Экспериментальной Авиации FAA выдала сертификат типа № A55СЕ воздушного судна нормальной категории в соответствии с FAR-23.

24 декабря 2003 года было получено дополнение к Российскому сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д2, который расширяет диапазон ожидаемых условий эксплуатации — температур наружного воздуха у земли до +35oC.

19 апреля 2004 года было получено дополнение к Российскому сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д3, который расширяет диапазон ожидаемых условий эксплуатации — температур наружного воздуха у земли до -30oC.

17 ноября 2004 года было получено дополнение к Российскому сертификату типа № СТ204-Бе-103/Д4, задействование реверса воздушных винтов.

3 августа 2005 года Авиационные власти Бразилии (в лице Отделения сертификации гражданской авиатехники — CTA-IFI-CAvC/Civil Aviation Certification Division) выдали Одобрение Сертификата Типа на самолет Бе-103, № 2005T15.

22 декабря 2005 года Управление гражданской авиации Китая (СААС) выдало сертификат типа № VTC173A на самолет-амфибию Бе-103.

23 декабря 2008 получен европейский сертификат типа EASA.IM.A.341 на самолет-амфибию Бе-103.

Самолет-амфибия Бе-103 — моноплан с низкорасположенным, водоизмещающим трапециевидным крылом. Экипаж — один пилот. В пассажирской кабине могут размещаться пять пассажиров.

Фюзеляж — клёпаная лодка из алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозионной защиты и из композиционных материалов основе стеклонаполнителей. Лодка разделена водонепроницаемыми перегородками на пять отсеков: носовой, передний технический, кабина и багажный отсек, задний технический и хвостовой отсеки. Носовой отсек — в нем размещена передняя опора шасси и механизм ее уборки и выпуска. На верхней поверхности отсека установлена рамочная антенна радиокомпаса. В передней части отсека возможна установка РЛС. Передний технический отсек — здесь находится аккумулятор и распределительное устройство электроснабжения, блоки радиосвязного и радионавигационного оборудования. Для доступа к оборудованию в бортах лодки предусмотрены эксплуатационные люки. Кабина самолета — рабочее место пилота и кресла для пассажиров, шесть кресел, расположенных в два ряда с центральным проходом. Для входа и выхода из кабины предусмотрен встроенный трап. Под каждым креслом находится надувной спасательный жилет. В передней части кабины размещено морское оборудование. Кабина имеет большую площадь остекления. Багажный отсек отделен от кабины перегородкой. В задней части багажного отсека размещены блоки системы электроснабжения и узел регулирования температуры системы обогрева кабины. Под полом кабины расположены тяги и качалки системы управления самолетом, проводка управления двигателями, электрожгуты и трубопроводы системы обогрева и вентиляции кабины, а также трубопроводы гидросистемы.

Задний технический отсек — здесь расположены проводки управления стабилизатором и рулем направления, а также проводка управления двигателями, трубопроводы топливной системы, блоки систем контроля и фильтры топливной системы. В верхней части отсека закреплен кессон пилонов двигателей. Внутри кессона размещены расходные баки и трубопроводы топливной системы.

Хвостовой отсек — здесь находится проводка управления стабилизатором и рулем направления, электрожгуты и задний силовой узел, предназначенный для швартовки и буксировки самолета.

  • Крыло — состоит из центроплана и двух отъёмных консолей. Крыло цельнометаллическое, трапециевидное в плане с корневыми наплывами. Кессон крыла разделен на отсеки водонепроницаемыми перегородками, что обеспечивает непотопляемость самолета. На отъёмных частях крыла установлены посадочно-рулежные фары, а на законцовках размещены аэронавигационные огни. На нижней поверхности отъёмных частей крыла закреплены кронштейны для швартовки самолета на земле.
  • Хвостовое оперение — Вертикальное оперение — свободнонесущее, однокилевое. Горизонтальное оперение — в средней части киля установлен цельноповоротный, управляемый стабилизатор. В верхней части киля размещена антенна связной радиостанции, а также якорный и хвостовые огни.
  • Шасси — трехстоечное, с передней стойкой. Шасси убирающееся в полёте, управление уборкой и выпуском гидравлическое.
  • Силовая установка — два поршневых шестицилиндровых двигателя воздушного охлаждения мощностью по 210 л.с. каждый. Воздушные винты реверсивные тянущие, трёхлопастные с изменяемым шагом. Диаметр винта 1,83 м. Двигатели установлены в обтекаемых гондолах на пилонах по обеим сторонам лодки над задней частью центроплана. Топливо расположено в двух баках в центроплане и в расходных баках в пилонах двигателей.
  • Система управления — механическая. Проводка управления стабилизатором и элеронами — жесткая, рулем направления — тросовая. Управление триммерами стабилизатора и руля направления — электромеханическое. Проводка управления выполнена для одного пилота. Автопилот устанавливается по требованию заказчика, также по требованию заказчика предусмотрена возможность установки двойных органов управления.
  • Электрооборудование — источники энергии на борту — два генератора постоянного тока, установленные на двигателях и одна аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея применяется на земле для автономного запуска двигателей и в полете при отказе генераторов. Для электропитания потребителей от наземных источников при обслуживании самолета предусмотрен разъем аэродромного питания.
  • Пилотажно-навигационное оборудование — обеспечивает выполнение полетов в любое время дня и ночи в простых и сложных метеорологических условиях. Комплектация оборудования для российских и зарубежных заказчиков отличается.
  • Противообледенительная система — передние стекла фонаря кабины обдуваются в полете изнутри горячим воздухом. Лопасти воздушных винтов оборудованы электротермической противообледенительной системой. Противообледенительная система устанавливается на самолете по требованию заказчика.
  • Гидравлическая система — состоит из двух независимых систем уборки-выпуска шасси и системы торможения колес шасси. Насосная станция, бак, фильтры, датчики давления находятся в техническом отсеке. Трубопроводы гидросистемы расположены под полом кабины. Органы управления гидравлической станцией и шасси находятся на приборной доске летчика.

Галерея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *