Дарья Ильина
«Добрый день, девушка! Как приятно, что мы летим сегодня с вами!» — эти слова, сказанные пассажиром при посадке, задают настроение на весь рейс»
Дарья, вы с детства мечтали стать бортпроводником?
Я из семьи медиков, и в детстве думала стать врачом, как отец. Но моя творческая и общительная натура взяла верх, поэтому в итоге поступила в Волгоградский государственный университет на специальность «Журналистика». В 2008 году успешно его окончила и осталась жить в Волгограде, работая в офисе. Как-то знакомый из агентства воздушных сообщений озвучил интересное предложение: «А почему бы тебе не попробовать? Путешествия, разные страны, общение с людьми, языковая практика — это как раз для тебя». И я рискнула. Отправила резюме в несколько авиакомпаний, одна пригласила меня на собеседование. Так я оказалась в Москве в роли кандидата на должность бортпроводника.
Вы родились и выросли в Камышине. Насколько здесь развита авиация?
Город Камышин — небольшой уютный и тёплый городок на берегу Волги. А также это родина Алексея Петровича Маресьева, советского военного летчика, Героя Советского Союза. В 2006 году в Камышине недалеко от дома, где он жил, был открыт монумент. В честь Маресьева названа красивая набережная. Поэтому камышане любят своего героя так же, как они любят южное знойное небо. Многие молодые ребята мечтают стать пилотами и лётчиками, поэтому едут в соседнюю Саратовскую область в Краснокутское лётное училище (с 2009 года — филиал Ульяновского института гражданской авиации). Парни и девушки также едут в Волгоград и Москву, чтобы обучаться профессии бортпроводника. В 2011 году на своём рейсе я встретила молодую бортпроводницу, которая была родом из Камышина. Мне стало очень тепло от этой встречи, ведь мои земляки и правда любят небо и готовы посвятить ему свою жизнь.
Ваше резюме понравилось авиакомпании «Ямал». А почему вы выбрали её, чем она примечательна?
В авиакомпании «Ямал» я работаю более 10 лет. Это уже мой родной авиационный дом. Самое важное, для меня, я думаю, как и для многих — это стабильность, уверенность. Я уверена в своём коллективе, в руководстве, могу им доверять, а они могут доверять мне. За столько лет было немало различных ситуаций и событий, но ни разу я не усомнилась в том, что сделала правильный выбор. Одна из самых северных авиакомпаний рождает самые тёплые чувства.
Собеседование, ВЛЭК, тренинги — стандартные шаги на пути к профессии. А есть ли специфичные требования к стюардессам?
Сами требования, как правило, стандартные во всех авиакомпаниях. А вот дополнительные знания всегда приветствуются и дают преимущество при трудоустройстве: знание языков, опыт работы с людьми, диплом врача или медицинского работника, знание психологии. Личные и человеческие качества тоже далеко не на последнем месте: стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, гибкость, доброжелательность. Всё это в совокупности и делает из нас профессиональных бортпроводников.
Недавно вы отметили десятилетие работы в авиакомпании. Чем запомнился праздник?
Самый лучший праздник — это праздник в кругу семьи. А поскольку юбилей был непосредственно связан с профессиональной деятельностью, то и отмечала его я в своей авиационной семье. Точнее, в очередном рейсе, в котором вспомнился весь путь от молодой волнующейся бортпроводницы до опытного старшего бортпроводника с 10-летним стажем. Со многими людьми довелось мне встретиться и познакомиться. С кем-то мимоходом и ненадолго, кто-то задержался в моей жизни, но неизменным осталось одно — любовь к авиации и самолётам.
За это время на борту были самые разные ситуации. Какие из них вас особенно удивили?
Всегда очень удивляют пассажиры, с которыми ты летала год, два, пять лет назад, они приходят в очередной раз на борт и помнят тебя. Даже не просто помнят, а встречают как родного и хорошо знакомого человека, улыбаются. Ведь для них ты уже «своя». Им так легче, проще и спокойнее переносить полёт. Порой удивляет стойкость и выносливость пассажиров, даже маленьких детей. Ведь зимой на суровом Севере погода бывает разной. И кто как ни местные жители знакомы с её капризами. Рейсы задерживаются порой на много часов, но наши пассажиры всегда сохраняют чувство юмора и позитивный настрой. Это очень воодушевляет и придаёт энергии!
Нередко на борту встречаются дети. В чём особенности работы с ними?
Дети на борту — всегда очень интересно. Это самые уникальные и душевные пассажиры. Иногда они путешествуют группами с сопровождением (детские лагеря, организованные экскурсии), а иногда это самостоятельные пассажиры, без сопровождения родителей. Когда детки летят группой, взаимодействие с ними осуществляется при помощи сопровождающего лица. Здесь необходим весь профессионализм, чтобы довести до детей правила поведения в самолёте и убедиться, что они тебя поняли и услышали. Важно проявлять неусыпный контроль и работать на опережение, стараться предугадать, что ребёнок хочет и может сделать, ведь мы за них в ответе. Малыш, летящий один, может внезапно испугаться или расстроиться. В такой ситуации надо быть немножко мамой и постараться сделать, всё чтобы ребёнку было спокойно и комфортно, не оставлять его одного. Дать ему почувствовать, что ты рядом и с любой ситуацией вы справитесь вместе.
Бортпроводникам необходимо быть пунктуальными. А как вы поступаете, если кто-то опаздывает на рейс?
Опоздания на рейс по самым неожиданным и непредвиденным обстоятельствам — не редкость. Для таких ситуаций существуют резервные бортпроводники, готовые выполнить полёт. Как правило, они размещаются на отдых вблизи аэропорта и готовы заменить отсутствующего бортпроводника в течение нескольких минут. Если один из членов кабинного экипажа опаздывает, то эта информация доводится до командира воздушного судна старшим бортпроводником, и во избежание задержки вылета рейса для выполнения полёта привлекается резервный бортпроводник. Ведь очень важно, чтобы наши пассажиры вылетали и прилетали вовремя. Это и репутация авиакомпании в том числе.
Вашей дочери шесть лет. Она задумывается, кем будет, когда вырастет?
Моей дочке Эмме шесть с половиной. Её привлекают разные профессии. Вчера она хотела быть стилистом, сегодня археологом, а завтра захочет стать стюардессой. (Улыбается.) И что-то подсказывает, что я не совсем далека от своих предположений. Ведь всё чаще и чаще стала замечать, что она проявляет интерес к предметам моего рабочего гардероба: то перчатки наденет, то в пилотке перед зеркалом покрутится. Как будет в будущем, время покажет. Если она захочет посвятить свою жизнь небу, я обязательно поддержу её, помогу и передам весь свой опыт. Главное, чтобы это был её сознательный выбор.
Благодаря чему удаётся во что бы то ни стало сохранять благоприятную атмосферу во время рейса?
Никогда не нужно отчаиваться и унывать! Мы сами творцы своего настроения и своего счастья. Справиться можно с любой ситуацией, если подходить к ней грамотно и с позитивом. Всегда найдётся выход, даже если изначально кажется, что это не так. А если на борту всё хорошо и рейс идёт штатно, то что может быть лучше? В создании атмосферы помогают и коллеги, и сами пассажиры. «Добрый день, девушка! Как приятно, что мы летим сегодня с вами!» — эти слова, сказанные пассажиром при посадке на борт, задают настроение на весь рейс. И я спешу им поделиться со всеми. Открытость, доброжелательность и улыбка — наше оружие в любой ситуации. Просто сказанное приятное слово или комплимент всегда отзовётся в душе другого человека. И чем больше ты даришь тепла и радости, тем больше получишь в ответ!
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.