Дарья Рябова
«Для меня полёт — это свобода»
Дарья, вы родились и выросли в Жуковском. Как город повлиял на вашу любовь к небу, самолётам и авиации?
Город полностью погружает в авиационную тематику: названия улиц, Центральный аэрогидродинамический институт, Научно-исследовательский институт приборостроения, Московский авиационный институт, Международный авиационный космический салон — всё это создает свою атмосферу. Наибольший вклад внес именно МАКС и находящийся рядом с моим домом аэропорт. Каждый день я могла видеть прилетающие и улетающие рейсы, наблюдать за ними и мечтать самой когда-нибудь подняться ввысь. МАКС проводится только раз в два года, но выступления пилотажных групп потрясают так, что только и думаешь об их мастерстве. Всё это очень вдохновляет.
Впервые вы оказались в пассажирском кресле самолёта в десять лет и даже поговорили с экипажем. Помните, о чём был диалог?
Мы были в аэропорту прибытия, ожидали прохождения паспортного контроля, в соседних очередях мы и встретились с экипажем. Диалог был недолгим, они спросили, летала ли я до этого и понравилось ли. Я ответила утвердительно, и один из членов экипажа сказал: «Если понравилось, значит, будешь летать».
Эта поездка на вас так повлияла, что вы и сами всерьёз увлеклись миром авиации. Где и с чего началось изучение самолётов?
Сложно вспомнить. Думаю, изначально это было связано с походами на МАКС и самостоятельным чтением, изучением тематических статей, новостей, позднее уже появился авиамодельный кружок.
Здесь же вы самостоятельно собрали первые модели самолетов.
Мы вырезали и клеили свои первые модельки из пенопласта, делали сначала обычные планеры, затем уже пытались собирать более сложные варианты. Крайней моей моделью, если не изменяет память, был самолет по типу Ту-144.
Интерес и любовь к авиации крепли или были сомнения кем быть, на кого учиться после школы?
Людям свойственно сомневаться перед ответственным решением. Я не исключение. В жизни был переломный момент, который поставил твёрдую точку в моих раздумьях. Тогда же обстоятельства сложились так, что мне улыбнулась удача — полететь на небольшой Cessna Caravan на месте второго пилота. После этого полёта ни тени сомнений больше не осталось.
А что повлияло на ваше решение поступать в Ульяновский институт гражданской авиации?
Если вы интересуетесь, почему именно Ульяновск, то здесь всё прозаично. Моя семья не совсем одобряла такой выбор, они даже были немного в шоке, если можно так сказать, поэтому пришлось долго уговаривать их отпустить меня учиться в другой город. Условием отца было то, чтобы я получила высшее, а не среднее образование, мама же сказала, что отпустит учиться только в Ульяновск, а не Санкт-Петербург.
Что вы испытали, когда оказались на месте второго пилота? Понимали, какая на вас ответственность?
На то время у меня, конечно же, не было ни свидетельства, ни достаточных знаний, умений и навыков. Командир это прекрасно понимал, поэтому и моя ответственность была лишь в чтении контрольных карт и контроле небольшого количества параметров полёта. Тем не менее, это вызывало колоссальный внутренний восторг! Сложно описать словами, но, думаю, каждый испытывал это чувство, когда понимаешь: вот оно, то самое.
Есть люди, которые панически боятся летать на самолетах. Что вы можете порекомендовать аэрофобам?
Тут важно понимать причину страха, потому что эта эмоция возникает при блокировании потребности в безопасности. Источниками могут выступать люди, предметы, ситуации. Также страх может быть социально заимствованным, то есть, допустим, вы сами никогда не летали, но у кого-то из ваших близких или знакомых был негативный опыт, который сильно на вас повлиял. Я бы посоветовала найти корень проблемы — причину страха и поработать с ней. К примеру, уменьшить значимость чужого негативного опыта, который может с вами никогда и не произойти.
Вернемся к поступлению в вуз. На что в приёмной комиссии обращают внимание?
Когда я поступала, отбор был по результатам ЕГЭ, личным достижениям и пройденном ВЛЭК. Также у нас поступали люди по целевому направлению. Насколько я знаю, его можно было получить, пройдя собеседование и сдав экзамены по английскому языку и физической подготовке.
Учиться в лётном, наверняка, интересно. А как строится обучение, и что оказалось самым запоминающимся?
Определенно интересно! В первом семестре у нас были общие дисциплины, затем уже непосредственно авиационные, такие как лётная эксплуатация, навигация, практическая аэродинамика, приборное и радиооборудование, конструкция ВС и двигателей, авиационная психология, фразеология радиообмена, авиационная метеорология, воздушное право и так далее.
Конечно, помимо авиационных, мы продолжали изучать и общеобразовательные предметы. Касаемо вопроса о том, что было самым запоминающимся, так это лётная практика, то, ради чего мы и учились.
Вспоминаются моя группа, наш коллектив, выступления друг перед другом, доклады, лабораторные работы, практические, помощь товарищам после занятий, то есть всё, связанное с тем, как мы взаимодействовали друг с другом. Изначально в нашей группе был всего 21 человек, поэтому почти каждый нашёл своё место в коллективе.
В этом году вы окончили институт. Что в планах дальше, к чему стремитесь?
Стремлюсь, конечно же, «выше, сильнее»! В наше время вопрос с трудоустройством после выпуска стоит остро, найти место сложно, однако отчаиваться нельзя, поэтому обязательно буду искать своё место. Стремлюсь, конечно же, стать профессионалом своего дела, учиться дальше, узнавать как можно больше, быть тем, на кого можно положиться. Постараюсь приложить все усилия для того, чтобы устроиться по профессии.
Почему вы любите небо и авиацию?
Всё просто: для меня полёт — это свобода. Нигде на земле не найти таких ощущений, чувств и эмоций, как в высоком, величественном и бескрайнем небе.
Выпускница Ульяновского института гражданской авиации
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.
Неплохая статья! Если Вы начнете именно развивать авиационную тематику, то потребуются все более и более интересные публикации не только от тех, кто непосредственно связан с гражданской авиацией, но думаю, что и от тех, кто этой темой занимается, так сказать, не профессионально, а по зову своего сердца и по веянию души… А так! Встречного вам на взлёте и попутного в полёте!