Дмитрий С
Есть такая профессия — обеспечивать авиационную безопасность
Аэропорт — это своего рода государство, обособленное, со своими законами, а степень его стратегической важности можно поставить в один ряд с военными гарнизонами. Его сотрудники не рассказывают в деталях, чем они занимаются, а у обычного человека нет никаких шансов проникнуть дальше пассажирских терминалов. Мы встретились со специалистом службы авиационной безопасности, который анонимно рассказал о работе «за кадром»: почему контроль в аэропортах стал более строгим, можно ли выжить в авиакатастрофе и какое место лучше выбрать в салоне самолёта.
Раньше вы летали бортпроводником в Аэрофлоте, после были «Пулковские авиалинии» и, наконец, авиакомпания «Россия». Сейчас же работаете в службе авиационной безопасности. Что входит в ваши обязанности?
Я готов отвечать на ваши вопросы без упоминания конкретных деталей. Работа в службе авиационной безопасности является очень ответственной. В обязанности сотрудников входит обеспечение безопасности и защиты пассажиров, экипажа и самолётов от преступных и неправомерных действий. Конкретные обязанности могут изменяться в зависимости от конкретного места работы и должности, но в целом в их задачи входит осуществление контроля пассажиров и их багажа перед посадкой на борт самолёта; мониторинг безопасности внутри самолёта во время полёта; обучение персонала авиакомпании и экипажей по вопросам безопасности; координация действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как террористические акты, отмена полётов, пожары и другие происшествия. И, конечно же, соблюдение авиационных правил и норм безопасности, а также сотрудничество с правоохранительными органами и другими службами безопасности.
Наша работа требует высокой степени внимательности, профессионализма и отличных коммуникативных навыков для обеспечения безопасности на борту самолёта и за его пределами.
Насколько современные требования безопасности отличаются от тех, что были ранее?
Сегодня контроль в аэропортах стал более строгим из-за необходимости более эффективной борьбы с террористическими угрозами и преступной деятельностью. Для повышения уровня безопасности были введены различные технологические и процедурные инновации, например, использование сканеров для обнаружения запрещённых предметов, усиленный контроль пропускного режима на перронах, улучшение систем видеонаблюдения и так далее. Эти меры причиняют определённые неудобства пассажирам, но они обеспечивают безопасность воздушных перевозок, а это самое главное.
Почему нельзя сдавать литевые аккумуляторы в багаж? Откуда взялось ограничение провоза жидкостей свыше 100 мл?
Сдавать литиевые аккумуляторы в багаж нельзя из-за потенциальной опасности их возгорания или взрыва. Они имеют высокую энергетическую плотность и могут причинить вред при неправильном обращении с ними или при возникновении нештатных ситуаций, например, коротком замыкании или повреждении корпуса. Поэтому такие аккумуляторы обычно разрешается брать только в ручную кладь.
Ограничение провоза жидкостей свыше 100 мл ввели после неудачного теракта в 2006 году, когда на борт самолёта попытались погрузить взрывчатые вещества в жидком состоянии, чтобы уменьшить риск проведения подобных террористических атак. Однако в большинстве случаев пассажирам разрешается брать небольшие объёмы жидкостей (обычно до 100 мл каждая) в ручную кладь при условии, что они находятся в прозрачном пластиковом контейнере и помещены в специальную прозрачную пластиковую сумку.
Это будет банально, но всё же. Вы как эксперт можете назвать самые большие риски/страхи пассажиров и объяснить, почему на самом деле это не так? Что пассажирам надо знать про безопасность в самолётах?
Согласно статистике, шансы выжить в авиакатастрофе очень высоки. Большинство авиакатастроф происходит при взлёте или посадке, когда самолёт находится на низкой высоте и скорости и в этих случаях у пассажиров обычно достаточно времени на эвакуацию.
Турбулентность — это нормально! Она возникает примерно на 90% рейсов. Часто во время турбулентности самолёт «подпрыгивает» всего на несколько сантиметров, но людям кажется, что речь идёт о сотнях метров, что и рождает беспокойство. И это абсолютно безопасно! За 120 лет авиации в мире не произошло ни одной авиакатастрофы, причиной которой была бы турбулентность. Турбулентность больше чувствуется в небольших самолётах, по этой причине люди выбирают самолёты побольше. Но правда в том, что все самолёты имеют одинаковые требования к безопасности.
Меньше всего трясёт в середине самолёта, а сильнее всего — в хвостовой части. Чтобы меньше ощущать тряску в зонах турбулентности, выбирайте место в середине салона рядом с крыльями. В большинстве случаев болтанка ощущается слабее в салонах первого и бизнес-класса.
Если откажет один из двигателей, то самолёт все равно спокойно долетит на втором. Пассажиры и не заметят, если им не сказать об этом. Даже если выйдут из строя все двигатели, то самолёт может, планируя, пролететь ещё 80-120 км. Экипаж самолёта вообще старается лететь по максимально короткому маршруту. Он составляется на основе погоды и учитывает требования ETOPS. Последние предписывают двигаться на определённом расстоянии до ближайшего аэропорта.
Некоторые люди переживают, когда видят вибрацию крыльев во время полёта. Несмотря на гибкость, крылья очень прочные, выдерживают сгиб до 45%.
Насчёт попадания молний в самолёт… В оболочке самолёта есть металлическая экранирующая сетка, что-то вроде электропроводной марли, которой укрыт весь лайнер. Кроме того, на крыльях есть громоотводы. Часто молнии по несколько раз ударяют в самолёт за один полёт, но никто из пассажиров этого не замечает.
Если длительность рейса превышает девять часов, то в экипаж входит три или четыре пилота. Чтобы избежать перегрузки, они управляют самолётом и отдыхают по очереди.
Во время экстренных происшествий самолёт может быть посажен на воду. Если его корпус не повреждён, то на поверхности он может находиться от 10 до 40 минут. Перед посадкой важно надеть спасательный жилет. После приводнения в течение минуты спускаются спасательные плоты.
И самое главное! Самолёт — самый безопасный вид транспорта. Каждую секунду в небе находится 12 тысяч воздушных судов. Ежегодно авиакомпании перевозят 4,1 миллиарда человек. Погибают в авариях около 1 000 человек. При этом в дорожных авариях гибнут 1,25 миллиона человек в год. Так что после того, как вы благополучно доехали до аэропорта — расслабляйтесь. (Улыбается.)
Всё, что связанно с безопасностью, конечно же, очень серьёзно. Скажите, а бывают ли в вашей работе интересные и даже курьёзные случаи? Как, например, часто люди перед рентгеном допивают свою воду?
Да, часто встречаются необычные и курьёзные ситуации. Некоторые пассажиры, несмотря на запреты, могут пытаться пронести алкоголь на борт, порой используя необычные способы. Чтобы не оставлять, жалко ведь! Некоторые паксы и проходят на борт вроде в нормальном состоянии, а поднялись в небо — и понеслась душа в рай.
Паксы? Пассажиры, видимо?
Между собой бортпроводники называют пассажиров «паксами». Пренебрежительное, на первый взгляд, прозвище имеет под собой вполне официальное наименование. «Пакс» — от аббревиатуры в перевозочной документации на английском, РАХ обозначает одного пассажира. А есть ещё умки. Этим милым словом стюардессы называют детей, путешествующих в одиночку. Термин появился благодаря аббревиатуре UM, которая означает Unaccompanied Minor. Переводится фраза как «несопровождаемый несовершеннолетний». Кроме этого, детей стали называть «умками» благодаря советскому мультику, где медвежонок забрался к людям. Кстати, ответственность за юного путешественника несёт лично старший бортпроводник. О том, как ведут себя пассажиры на борту, ходят легенды. (Смеётся.)
Бывает, что перед закрытием дверей самолёта выявится дебошир, приходится задерживать рейс и вызывать полицию.
Также необычные ситуации могут возникать при проверках с помощью рентгеновского сканирования. Люди могут пропускать через сканер предметы, которые, по их мнению, не должны вызывать подозрений, например, игрушки, необычные зарядные устройства и т. д. Однако стоит отметить, что безопасность всегда в приоритете. Даже если ситуация может показаться смешной или курьёзной, она требует тщательного рассмотрения и принятия соответствующих мер для обеспечения безопасности пассажиров и экипажа.
Вы сказали, что ранее работали бортпроводником. Почему решили сменить профессию? Почему выбрали авиационную безопасность?
У большинства тех, кто летал пилотом или бортпроводником, после ухода из авиации, как правило, нет особого желания прерывать связь со всем, что связанно с авиацией. Кто-то идёт в административную работу, кто-то в терминалы, кто-то, как я, поближе к самолётам.
Кто-то утомляется от постоянных перелетов, высокотемповой среды и изменяющихся графиков работы, а я вот я не могу жить без гула турбин, без суеты на перронах, без этого места, которое никогда не спит!
Я перешёл в авиационную безопасность, потому что посчитал, что мои навыки и опыт могут быть ценными для работы в этой области, где требуется анализировать и предотвращать возможные угрозы и риски для безопасности полётов. И да, эта работа для тех, кто не мыслит свою жизнь без авиации!
Конечно, каждый человек имеет свои личные причины ухода из профессии. Некоторые уходят из-за смены приоритетов. Возможно, ищут новые возможности или интересы. Могут хотеть заниматься другим делом, получить высшее образование или посвятить больше времени семье. А мы? Мы провожаем и встречаем самолёты!