Екатерина Церетян
«Я думаю строить карьеру пилота. Ведь иначе для чего всё это?»
Екатерина, в авиацию вы пришли из маркетинга и профессионального спорта. Каких успехов вы добились и почему не стали развиваться в этих направлениях дальше?
По конному спорту у меня второй разряд, для Оренбурга это неплохо. Не хотела делать карьеру в этом направлении, так как это требует больших денежных затрат. Я не видела перспективного развития, да и мой тренер ушёл работать в другую сферу. Но обязательно, когда встану на ноги и трудоустроюсь, начну тренироваться вновь системно. Что касаемо маркетинга, на момент увольнения я была начальником маркетингового отдела. Когда начинала, профессия маркетолога была не такая распространённая, как сейчас, но, тем не менее, работать пятидневку и сидеть в офисе мне было точно не по душе.
Вы стали бортпроводником в крупнейшей авиакомпании. Какие требования к вам предъявляли на собеседовании?
Помню, прямо перед собеседованием мы с подругой отправились в небольшое путешествие в Питер и в компанию на Арбат утром я приехала невыспавшаяся. К рекрутам меня отправили первой, и я даже не знала, чего ожидать. Заполнили анкеты, попросили рассказать о себе, затем прервали и попросили продолжить на английском. Признаться честно, английский был тогда у меня слабоват, и я растерялась. Была уверена, что не возьмут, но взяли. До сих пор думаю, по ошибке или чем-то другим понравилась.
Бортпроводники обеспечивают пассажирам безопасность и сервис. Для вас это было легко?
С безопасностью никогда вопросов не было, всё делала отлично, а вот сервис хромал. Я не человек сервиса, это факт. Мне тяжело даётся всегда улыбаться, вежливо говорить с некультурным, выпившим, агрессивным пассажиром, с пониманием относиться к поведению детей. Поэтому после рейса уезжала домой и несколько часов старалась ни с кем не общаться, чтобы выдохнуть и прийти в себя.
Пассажиры, конечно, разные. Часто они вас радовали? А огорчали?
Мы летали по разным направлениям и встречали разный контингент. От Мале до городов на Севере, куда возили рабочих. Чаще всего пассажиры, летающие в бизнес-классе, ничего не едят, не хамят, выполняют требования безопасности и вообще спят весь рейс, с ними легко сотрудничать. Хотя однажды у меня на рейсе в Милан подрались двое мужчин как раз оттуда, причём прямо до крови и скорой, скорее всего виной был алкоголь. Было много публичных людей в качестве пассажиров, в целом всё с ними проходило гладко.
Самолёты считаются одним из самых безопасных видов транспорта, однако экстренные ситуации случаются. Сталкивались ли вы с из ряда вон выходящими случаями?
Из ряда вон выходящих не было. Максимум — смешные и нелепые, в том числе из-за меня. Например, на Boeing 777 в туалетной комнате после проверки я побрызгала освежителем воздуха, но от него сработал детектор дыма и заорал на весь самолёт. Пассажиры испугались, да и я тоже. Был случай, что двигатель один отказал, но пилоты об этом сказали нам уже после посадки. Часто пассажирам становилось плохо, сознание теряли, кровотечение у беременной девушки открывалось, но это всё настолько часто происходило, что было уже штатно.
Вы проработали бортпроводником пять лет. Почему хотелось большего?
Большего хотелось ещё до трудоустройства в бортпроводники. Я изначально думала, что полетаю и узнаю, что к чему, как поступить, где учиться. Помню, на первоначальном обучении в авиашколе «Аэрофлота» сразу сказала, что хочу быть пилотом. Мне ближе работа с техникой, чем с сотнями людей одновременно.
Вы решили поступать в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. С какими сложностями пришлось справляться перед поступлением?
В 2020 году я поступала абсолютно во все училища, кроме якутского. Самое трудное — это баллы в аттестате, в эти годы были рекордные проходные — все 5.0. Физподготовка тоже далеко непростая задача. Обидно было сдать нормативы и в БЛУГА, и в СЛУГА и не поступить из-за баллов в аттестате. Помню, в Сасово бежала в конце 2 км и была уверена, что если добегу, то всё, поступила. Добежала, чуть сознание не потеряла, обрадовалась, но, увы, не поступила. Морально тяжело было принять, что твои знакомые увольняются и уезжают учиться, а ты нет. В том же 2020 году был COVID-19. Тяжело было пройти ВЛЭК. Ты и так не знаешь куда идти, как должны выглядеть справки, так ещё и из-за пандемии тяжело просто попасть к врачу. Когда проходила первоначальный ВЛЭК на бортпроводника в Самаре в 2017 году, я прилетала из Оренбурга на комиссию, и секретарь меня развернула из-за того, что на одной из справок стояла недостаточно чёткая печать. А на пилота справок больше в два раза, чем на бортпроводника.
В лётное училище вы поступили только с третьего раза. Что позволило не опустить руки, а продолжить бороться за место в кабине пилота?
Упорство, настырность и характер. В какой-то момент это стало целью номер один в жизни. Я думала, что не со второго раза поступлю так с третьего, не с третьего, так с пятого. Незакрытый гештальт, как модно говорить сейчас. Тем более, когда все вокруг уже знают, что ты пробуешь поступать, но никак не можешь, то стыдно в какой-то степени опустить руки и сказать, что не получилось. Да и себе самой же не простила бы. Ещё больше сил придают люди, которые в тебя не верят, которые говорят: «Да какой из тебя пилот? Может хватит поступать уже? Не пора остановиться?». Ну и последней каплей стало предательство в личной жизни. Я прямо разозлилась и всю энергию направила на тренировки, репетиторов и поступление.
Сейчас вы учитесь вполне успешно, хоть и признавались, что даётся это нелегко. Что из теории и практики оказалось самым непростым?
Из теории — конструкция самолёта, где прямо по болтикам разбирали, что и куда крепится. Помню, на первом ознакомительном полёте, почти сразу после отрыва, я сказала инструктору, что не полечу самостоятельно, одна в кабине. После больших самолетов Diamond кажется крохотным, его «бултыхает» в воздухе. К этому нужно просто привыкнуть.
В училище жёсткий распорядок. Педагоги девушкам идут на уступки?
Все парни в голос кричат, что к девушкам здесь относятся снисходительно и на многое закрывают глаза. Возможно, где-то я с ними согласна, но, честно, особо этого не замечаю. При нас точно никто не будет выражаться чересчур грубо, это да. Скорее все наши ошибки и промахи становятся более освещаемыми среди курсантов. Возможно потому, что нас меньше и мы более приметные. Условно, если плохо посадит самолёт какой-то парень, то эта информация особо не распространится, а если девушка, то через мгновение об этом будут знать все. А к распорядку пришлось привыкнуть. В 26 лет непривычно слышать: «Равняйсь! Смирно! «Здравия желаю, товарищ преподаватель!». Да и другие моменты есть.
Когда вы первый раз самостоятельно подняли в небо гигантскую машину, какие чувства и эмоции испытали? Стоила ли игра свеч?
Diamond сложно назвать гигантской машиной, она весит немногим больше тонны. Эмоции больше испытываешь на посадке, если удалось «притереть» самолёт. Самые настоящие яркие эмоции и осознание, что ты полностью управляешь самолётом, у курсанта возникают после первого самостоятельного полета. Уверена, это незабываемо.
Когда окончите училище, будете строить карьеру пилота или займетесь чем-то иным?
Конечно, я думаю строить карьеру пилота. Ведь иначе для чего всё это? Да, с трудоустройством сейчас очень непросто, но я всегда говорила, что в авиации то густо, то пусто. То нужны пилоты, бортпроводники, жёсткая нехватка кадров, то картина такая, как сейчас. Нужно решать проблемы по мере их поступления. Сейчас основная задача — выучиться, освоить два типа ВС, получить знания, а дальше обстоятельства подскажут. В будущем, конечно же, хотелось бы базироваться в Москве, но если нужно будет, и на Север поеду.
Вы рассказывали, что всю школу занимались журналистикой, и в конце концов ей пресытились. Не получится ли также с авиацией?
Хороший вопрос. Обещать я никому ничего не могу, и себе в том числе. Пока за шесть лет авиация для меня себя не исчерпала. Авиация — это про «не сидеть на месте», а это мне очень откликается. Мне есть куда расти. Я хочу работать пилотом в авиакомпании, только для достижения этой цели понадобятся годы. А если уж так получится, что через много лет устану от авиации или найду себя в чём-то другом, то замечательно. В этом ничего плохого нет. Это тоже развитие, интерес к жизни. Счастье — это жить так, как ты хочешь, и не ограничивать себя в сферах работы.
А как, по-вашему, общество воспринимает женщин-пилотов?
Вы знаете, многие говорят, что я их мотивирую и вдохновляю. Но это я слышала в основном от девушек. Уж не знаю, какие эмоции вызываю у мужчин в этом вопросе. Замечала, что те парни, которые не смогли поступить, в основном и делают этот хейт про девушек. Видимо они считают, что больше подходят на данную роль, но почему-то не дотянули. В них говорит обида на самих себя, видимо. А так основные эмоции — это удивление и восхищение.
Что же помогает идти только вперёд?
Желание доказать самой себе, желание быть лучше, желание жить лучшую свою жизнь.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.