Елена Пестерникова
Курсант Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского, участница конкурса «Авиа Мисс 2025»
Елена Пестерникова — целеустремлённая и увлечённая своим делом молодая женщина, прошедшая впечатляющий путь от старшего бортпроводника до второго пилота вертолета Ми-8 в Национальной Службе Санитарной Авиации. Её история — это пример того, как детская мечта, подпитанная романтическими рассказами отца, превратилась в осознанную жизненную цель. Елена сочетает в себе высокий профессионализм, невероятную силу духа и трогательную душевную теплоту, с любовью рассказывая о своей работе и вдохновляя окружающих.
Авиатриса нового поколения: Профессионализм, женственность и любовь к небу
Елена, ваш путь в авиацию начался с романтических историй отца. Что стало тем ключевым моментом, когда вы поняли, что управление самолетом из кресла пилота — это ваше, а не обслуживание пассажиров в салоне?
Думаю, момент осознания пришел не в один день – чем ближе я «подбиралась» к кабине (мне удалось пройти путь от рядового до старшего бортпроводника кабинного экипажа), тем чаще я стала задумываться о том, что мне хочется не просто смотреть на небо, а быть тем самым человеком, кому посчастливится покорить пятый океан, управляя техникой, сам факт присутствия которой в небе потрясает сознание. Но! Язык не повернется сказать, что работа в качестве бортпроводника оказалось чем-то «не моим» – я твердо уверена, что, не став бортпроводником, никогда бы не осмелилась попробовать себя в качестве пилота, за что в очередной раз и бесконечно хочется благодарить папу.
Переход из бортпроводников в пилоты — довольно редкий и сложный шаг. С какими самыми большими трудностями, возможно, стереотипами, вам пришлось столкнуться, принимая это решение?
Мне хочется верить, что в настоящий момент такой переход уже нередкий – очень много моих бывших коллег-бортпроводников на данный момент курсанты летных училищ, некоторые из них без пяти минут выпускники! И тем не менее да, с некоторыми трудностями мне все-таки пришлось столкнуться. Благо, большая часть из них была связана с физическими и финансовыми испытаниями (а не со стереотипами типа «женщинам не место в кабине» — меня поддерживали буквально все на этом пути, начиная от близких и родных, подписчиков моего маленького тг-канала и коллег-бортпроводников, заканчивая преподавателями и инструкторами в училище, за что всем им огромное человеческое спасибо. Я твердо уверена, что не справилась бы без этой поддержки, потому очень часто обращаюсь ко всем упомянутым ранее с вопросом «если бы не вы, где бы я была?»).
Что касаемо трудностей — во-первых, не так-то просто в 25 лет бегать на уровне 18-тилетних (для того, чтобы сдать ФИЗО, я долго и упорно занималась с тренером по легкой атлетике), во-вторых (и, конечно же, в рамках очередной любимой шутки) в норме девушки если и спускаются с небес на землю на срок длиною в три года (обучение в училище длится 2 года 10 месяцев), то, как правило, речь идёт про декрет, но никак не про учебу, во время которой ни о какой финансовой поддержке не идет и речи. Было нелегко совмещать учебу с работой (по первому образованию я преподаватель начальных классов, мне очень нравится работать с детьми, я получаю колоссальное удовольствие от процесса обучения и вижу в этом нечто особенное), т.к. учеба для меня — это определенный уровень ответственности и концентрации. И тем не менее, я думаю, что все это (и подготовка к сдаче испытаний по физической культуре, и совмещение учебы с работы) только закалило меня, зародив внутри новую мечту – в будущем я хочу стать инструктором и работать на родной авиабазе в Калачинске.
Ваш опыт бортпроводника — это огромный плюс с точки зрения понимания работы экипажа в целом. Чем именно, на ваш взгляд, он помогает вам сейчас в обучении на пилота?
Не буду скрывать – опыт работы бортпроводником помогает невероятно! Я знаю, как экипаж «живет» внутри рейса, как важно взаимодействие, поддержка и уважение среди коллег. Кроме того, через бортпроводников только за один рейс проходит не меньше 150 человек; в день, когда в плане стоит «разворотка» (два полета, «туда-обратно»), минимум – 300, и так «в сезон» 6 дней в неделю из 7 возможных, и каждому, поверьте мне! Каждому стартово нужна капелька твоего внимания и заботы, а порой и реальная помощь, оказать которую невозможно без прокачанной стрессоустойчивости (здесь я про любую ситуацию, создающую угрозу жизни пассажира на борту воздушного судна, начиная с медицинских проблем, заканчивая эвакуацией в случае аварийной посадки). После такого мало что может выбить из колеи, как во время учебы, так и во время работы в кабине в качестве второго пилота.
Вы учитесь управлять вертолетом. Почему выбор пал именно на винтокрылую машину, а не на самолет? В чем, для вас, особая магия вертолета?
Честно говоря, до определенного момента вертолетная авиация оставалась для меня загадкой – головой-то я понимала, что внутри каждой машины находится подготовленный экипаж, но совершенно не задумывалась и даже не слышала о том, где они, как выразился однажды Денис Окань, «первые после бога», учатся этому искусству. И когда передо мной встал выбор (я поступила одновременно и в Сасово, и в Омск), где же я и чему все-таки хочу учиться, я решила выбрать именно то, что казалось на тот момент невозможным и нереальным, практически волшебным. Не только потому, что, например, аэродинамика вертолета в каком-то смысле сложнее аэродинамики самолета, а ещё и потому, что вертолет – это совсем другая история. Здесь можно долго рассуждать на тему конструкции, аэродинамики и даже навигации, но я твердо уверена, что авиация – это в первую очередь про людей, поэтому особенно хочется отметить возможность вертолета сесть там, где самолет и не подумает, что дает возможность, например, оказывать помощь людям в отдаленных районах нашей бескрайней Родины.
Буквально недавно мной был выполнен вылет в качестве второго пилота с целью оказания медицинской помощи в один из поселков республики Хакасия, поводом для которого стали тяжелые роды. Во время стоянки (очень длительной и, к сожалению, непредсказуемой) местная детвора прибежала на вертолетную площадку, чтобы поближе рассмотреть результат полёта мысли конструкторов известного вертолетного завода имени Михаила Леонтьевича Миля. Моя профдеформация (здесь я про репетиторство) и бесконечная любовь к детям не позволили мне оставить малышню без внимания – кажется, меньше, чем за 4 часа, мне удалось рассказать им основы строения двигателей и воздушных судов, а также поделиться хитростями пилотирования) но особенно я прониклась к девочке лет 8-9, которая до боли в сердце напомнила мне о моей малышке-сестре (длительные командировки накладывают свой след, пилоты очень часто отсутствуют дома и, конечно же, жутко скучают по родным и близким). Бегло брошенное обещание об отправке фотокарточки по почте (представляете, где-то все ещё есть дети, у которых нет мобильных телефонов!), превратилось в удивительную историю о поддержке ребенка, находящегося под опекой, надеюсь, длиною в целую жизнь, и, кто знает? Может быть лет через 10-15 (когда я по меркам авиации буду уже не просто «прожжённой касулей», а ещё и опытным пилотом на пенсии) я обнаружу в почтовом ящике фотокарточку, на которой та самая девочка выполняет свой первый рейс?
Могло ли случиться со мной такое, будь я пилотом самолета? Едва ли. Именно в этом для меня магия вертолета и моей профессии в целом.
Расскажите о самом ярком, может быть, даже самом сложном моменте вашего обучения в колледже на сегодняшний день. Что запомнилось больше всего?
Ярких моментов за время учебы было предостаточно – здесь и тот самый (очень хочется добавить к «самый» слово «страшный») экзамен по аэродинамике, и творчество, место которому было во время учебы благодаря ЦРКТ (центр развития курсантского творчества), и незабываемые моменты дружбы (до сих пор с улыбкой на лице вспоминаю нашу абсолютно безбашенную поездку на пшеничное поле близ села Московка Убинского района, где приземлился борт Уральских авиалиний), но… Как и любой молодой пилот, я особенно запомнила свой первый самостоятельный полет, во время которого страх и восторг смешиваются, раскрываясь в поразительное на первый взгляд спокойствие и уверенность в собственных действиях. Думаю, такое невозможно забыть, и это именно то, что я пронесу в своей памяти через года.
Вы уже прыгали с парашютом (AFF). Как ощущения от свободного падения и полета под куполом помогают или, может, мешают вам в освоении управления вертолетом?
Те чувства, которые испытывает парашютист, отделившийся от исправного воздушного судна, очень трудно описать в паре-тройке слов) не зря Владимир Михайлович Мясищев (великий советский авиаконструктор) говорил, что «небо любит смелых, знающих, трудолюбивых». После прохождения курса я стала лучше понимать воздушную среду – ощущение потока, его структуры, понимание особенностей движения воздушных масс и выполнения различных маневров как в свободном падении, так и после раскрытия, помогают мне в освоении техники и особенностей пилотирования.
Если говорить про эмоциональную составляющую каждого прыжка, то, пожалуй, важно отметить, что именно благодаря животному страху, возникающему на этапе набора высоты (порядка 25-30 минут на стареньком Ан-2 до 3500 метров), с которым приходилось бороться буквально перед каждым прыжком, я стала лучше понимать, как в стрессовых ситуациях раскрывать и использовать свои внутренние резервы и находить в себе силы для самой на мой взгляд сложной борьбы – борьбы с самой собой, что, уверена, пригодится мне и по жизни, и в освоении новой профессии.
Ваш отец сыграл ключевую роль в вашей судьбе. Что бы вы сказали ему сейчас, глядя на свой путь из кабины вертолета? И изменилась ли ваша собственная «сказка на ночь» о небе?
Отвечая на это вопрос, меня бросает из крайности в крайность: от простого на первый взгляд и очень банального «спасибо, пап», вплоть до громкого «хочу, чтобы ты знал, если меня спросят, чей папа самый лучший на свете, я без тени сомнений, отвечу, что мой», ведь именно он открыл для меня этот мир – мир авиации. Я действительно готова благодарить его бесконечно, ведь теперь мои сказки о небе – это не просто «истории о былом», а реальность, в которой я живу.
Кроме того, мне бы хотелось поблагодарить мою маму, которая несмотря ни на что поддерживала меня во всех моих решениях. Именно к ней я иду за мудрым советом, ведь она мой самый строгий судья. Для меня моя мама (между прочим, мама четверых детей!) — идеал красоты, женственности и материнства, на который однажды (как мне хочется верить) я смогу стать похожей.
Вы называете себя «НЕБОнутым» человеком. Что для вас значит это слово за пределами простого увлечения? Это скорее образ жизни, философия?
Для меня «НЕБОнутость» это не просто «неформальное выражение, описывающее человека, проводящего много времени в небе». Это стиль жизни. Это про абсолютную и безусловную любовь к тому, что ты делаешь, к невозможности жить вне мечты.
Конкурс «Авиа Мисс» — это не только про красоту, но и про профессионализм. Как вы считаете, что самое важное вы можете показать и доказать другим девушкам, участвуя в нем?
Красота, на мой взгляд, субъективна и всегда в глазах смотрящего. Что касаемо профессионализма, который следовало бы «показать» или «доказать» – я совсем не про это (опыта у меня, как у молодого пилота не так много). Я просто искренне верю в и разделяю миссию конкурса о поддержке и популяризации женщин в авиационной среде. Я твердо уверена, что профессионализм и женственность не противоречат друг другу, что можно быть сильной (как морально, так и физически), ответственной и дисциплинированной и при этом оставаться собой – нежной, мягкой и иногда той самой «девочкой-девочкой», в большей степени, прислушивающейся к собственным чувствам, эмоциям и ощущениям, а не к строгому голосу разума и здравого смысла.
В вашей биографии есть фраза про «перегонку старого Форда в грузовой кабине Ми-6». Это звучит как сцена из приключенческого фильма! Не могли бы вы раскрыть эту историю подробнее?
Все, что происходит в Вегасе, остается в Вегасе у внезапно прекратившей работу паромной переправы через Обь, ну вы поняли (улыбается).
Ваш рост — 169 см. Для пилота вертолета это имеет значение? Сталкивались ли вы на практике с какими-либо физиологическими особенностями или предубеждениями, связанными с ростом или полом в «неженской» профессии?
169 см – идеальный рост для кабины (особенно вертолета Ми-2, на котором я выполняла свои первые полеты). Конечно, иногда бывают шутки про «девушку за штурвалом» (никогда на практике или среди коллег, скорее от людей извне), но я не воспринимаю это как проблему. В любой профессии, в том числе авиационной, главное – не рост, а упорство и «голова на плечах».
Кем вы видите себя через 10 лет? Мечтаете ли о конкретной работе — может, это санитарная авиация, работы в Арктике, или вы видите себя командиром воздушного судна в крупной авиакомпании?
Какой чудесный вопрос! Одна из моих мечт уже исполнена – я тружусь именно в санитарной авиации. Моя компания приходит на помощь там, где отсутствует возможность транспортировки тяжелого пациента обычной каретой скорой помощи (в условиях бездорожья, в горах, на переполненной транспортной магистрали и т.д.). На борту каждого вертолета – самое современное оборудование, благодаря которому медики при необходимости стабилизируют состояние пациента прямо в воздухе. Для меня большая честь, гордость и, конечно же, ответственность быть частью этого процесса.
Из несбывшихся мечт и планов – побывать на Северном полюсе. Идеально было бы оказаться там в составе экипажа вертолета Ми-2 (как раз-таки в роли командира воздушного судна), совместив дело всей своей жизни с самым заветным путешествием на всем белом свете.
Кроме того, как я говорила ранее, я очень хочу попробовать себя в качестве инструктора на родной авиабазе, а там… кто его знает? Может меня и в космос возьмут?
Вы цитируете старую советскую песенку: «Если очень захотеть, можно в космос полететь». Насколько для вас сегодня это просто «красивые слова», а насколько — реальное жизненное кредо, которое уже привело вас из салона самолета в кабину пилота?
В глубине души я – безнадежный оптимист и романтик! И эта фраза для меня не «пустой звук», а именно то, что отражает мои жизненные принципы, служит опорой и дает необходимую силу для принятия решений и совершения невозможных на первый взгляд действий. Мой путь – лучшее тому подтверждение.
Представьте, что вы можете сесть за штурвал любого воздушного судна — от исторического до футуристического. Какую машину вы бы выбрали для полета и почему?
Я абсолютный патриот вертолета Ми-2. Это мой первый тип, и именно в нем был оставлен кусочек моего сердца. Я бы многое отдала за возможность полетать на этом вертолете ещё раз.
Что бы вы сказали своей 17-летней себе, которой папа бросает вызов «а слабо стать стюардессой?», зная весь путь, который ей предстоит?
Получится все, Лен, и даже больше! Не переставай мечтать!
Фотографии предоставлены героем публикации.