Eurocopter AS565 Panther
Eurocopter AS565 Panther — французский многоцелевой вертолёт, военная версия гражданского Eurocopter AS365 Dauphin. Panther используется для решения широкого спектра задач: поддержка с воздуха, боевые высадки, борьба с наземными целями, противолодочная оборона, поисково-спасательные работы и эвакуация раненых.
В 1980-х годах французская фирма Aerospatiale решила разработать военную версию своего популярного AS365 Dauphin. Изначальным вариантом был выбран гражданский Dauphin SA365 N.
28 февраля 1984 года прототип военного варианта, получивший обозначение AS365M, а затем названный Panther, совершил свой первый полет. Всего было построено три прототипа.
В мае 1986 года Aerospatiale официально запустила производство AS365M, после чего фирма ожидала, что будет продано более 400 Panther. Ранние модели оснащались парой турбовальных двигателей Turbomeca Arriel 1M1.
В 1995 году Eurocopter начала предлагать более мощные версии Panther, в которых использовался Turbomeca Arriel 2C.
AS565 Panther — двухмоторный многоцелевой вертолёт. Он способен выполнять различные морские и наземные задачи, такие как морская безопасность, поисково-спасательные работы, эвакуация раненых, доставка припасов, патрулирование, противолодочная оборона и борьба с кораблями. Panther приводится в движение парой турбовальных двигателей Turbomeca Arriel, которые приводят в движение несущий винт, а также рулевой винт с противодействующим крутящим моментом фенестрона. Panther описывают как легкую в маневрировании и обладающую высоким уровнем устойчивости машину.
В транспортно-десантной конфигурации Panther может одновременно нести на борту до 10 полностью вооруженных солдат в дополнение к двум пилотам. Кабина может быть быстро переконфигурирована для выполнения различных функций. Для них на вертолёт могут быть установлены: полный медицинский комплект, инфракрасная камера, громкоговоритель, электролебёдка, грузовой строп, прожектор и опорная конструкция для носилок.
Различные модификации Panther имеют разную авионику. Некоторые варианты оснащены стеклянной кабиной с усовершенствованным человеко-машинным интерфейсом. Он оснащен многофункциональным дисплеем, встроенным аварийным электронным прибором, системой мониторинга работоспособности, системой предотвращения столкновений (TCAS), системой осведомленности и предупреждения о местности (H-TAWS) и специальным дисплеем миссии. в сочетании с мультисенсорным процессором, 4-осевой автоматической системой управления полетом (AFCS), системой управления полетом (FMS) и усовершенствованной РЛС. Конструкция кабины и систем авионики, таких как система управления двигателем, обеспечивает высокий уровень автоматизации в рамках усилий по снижению нагрузки на пилотов. Кабина была специально спроектирована с дополнительным пространством на панели для размещения будущих дополнительных приборов.
Основным элементом «Пантер» с противолодочной конфигурацией является вертолетный активный сонар дальнего действия, погружной гидролокатор, оснащенный нисходящей решеткой из семи проекционных элементов и приемной решеткой, оснащенной восемью выдвижными плечами, который способен обнаруживать подводные лодки до 500 метров ниже поверхности воды. Согласно Airbus Helicopters, вертолёты Panther могут базироваться на более чем 100 типах кораблей НATO. Более того, из-за сравнительно небольших размеров, Рanther может использоваться на борту корветов. Также, морские варианты оборудуются гидравлическим устройством закрепления за борт Harpoon deck-lock.
Panther могут быть вооружены различными комплектами вооружения в зависимости от предполагаемой роли. Этот список включает 20-мм автоматические пушки M621, 70-мм НАР или 68-мм НАР, ЗУР Mistral, ПКР AS.15 TT, ПТРК HOT, торпеды Mk. 46 и Whitehead A244-S. Системы вооружения интегрированы с электронным прицельным комплексом Crouzet HDH-2A и автопилотом, который обеспечивает помощь в управлении полетом во время применения оружия, чтобы избежать происшествий.
Вертолёт также имеет сниженную радиолокационную заметность за счет использования композитных материалов и фенестрона вместо обычного рулевого винта. Внешние поверхности созданы с радиопоглощающим покрытием, а на соплах двигателей устанавливаются устройства разбавления выхлопных газов, чтобы уменьшить ИК-заметность Panther. Устойчивость к повреждениям повышается за счет использования самоуплотняющихся топливных баков и бронированных сидений экипажа.
Морская авиация Франции получила 15 «Пантер» в период с 1993 по 1998 год.
В мае 2009 года Aeronavale объявила о крупной программе модернизации своего парка Panther, направленной на модернизацию кабины и улучшение оборонительного / наступательного оборудования. Дополнения и изменения включают новую стеклянную кабину, совместимую с очками ночного видения (ПНВ), электрооптические датчики, новую радиостанцию с защитой от помех, канал передачи данных Link 11 и комплекс защиты как тот, что используется на Eurocopter Tiger. 31 мая 2011 года первый из 16 Panther Standart II был поставлен ВМС Франции.
В 1988 году Авиационное командование Сухопутных войск Бразилии получило свой первый вертолет Panther производства Helibras. В январе 2010 года Helibras получила контракт на модернизацию 34 единиц AS365K Panther до стандарта AS365K2. Изменения включают более мощные двигатели Turbomeca Arriel 2C2CG, стеклянную кабину с новой авионикой и радиосистемами, четырехосный автопилот, новый метеорологический радар, совместимость с ПНВ, меры по снижению нагрузки на пилота и продление срока службы планера еще на 25 лет. В марте 2014 года первые два Panther K2 были поставлены бразильской армии. В сентябре 2014 года Panther K2 прошел, после проверки готовности к эксплуатации, вертолёт, как сообщается, показал рейтинг готовности 98 % в течение всего испытательного периода, что открыло путь для продолжения полной программы модернизации.
Галерея