Фёдор Демидович

«Что может быть интереснее? Пожалуй, ничего» – о стремлении к небу
Федор, вы много времени посвятили ремонту автомобилей. Когда поняли, что хотите летать?
В тот момент я как раз уже закончил практику с автомобилями и совершенствовал в себе управленческие навыки. Катаясь с другом по песчаным окраинам Сургута, заметил в небе несколько Як-52, идущих строем на высоте не более 300 метров. До этого ни разу не приходилось видеть подобные модели в небе. Любовь с первого взгляда!
Тогда друг вас познакомил с сургутскими летчиками, и вместе с ними вы стали собирать самолет. Разобрались благодаря навыкам ремонта машин?
Не только. Пригодились, пожалуй, все накопленные за жизнь практические навыки: токарь, слесарь, маляр, сварщик, клепальщик, агрегатчик, рекламщик (раскрой, резка, склейка тканей). И даже этого было мало, несмотря на инженерное образование.
Только через месяц вам разрешили совершить первый пятиминутный полет. Каково это – ждать воплощения мечты, будучи к ней так близко?
Невероятно! Работаешь в предвкушении, а потом, вдруг – подготовка борта к вылету. В надежде, что сегодня мне повезет, я дождусь своей очереди и хватит бензина. Я не один помогал собирать самолет, участвовало много волонтеров, в том числе из других городов. Многие из них с самого начала проекта. Поэтому я даже не рассчитывал полететь первым. Каково же было мое удивление, когда вышло именно так. 5 незабываемых минут по кругу.
В то же время вы занялись авиамодельным спортом. Что это такое, и какие навыки можно прокачать благодаря хобби?
Авиамодельный спорт включает в себя огромное количество разнообразных классов. Найти свою нишу и освоить модель может сегодня практически любой желающий, от подростка до пенсионера. Важно правильно войти в это хобби, чтобы не потерять интерес. Много раз слышал истории, когда человек, насмотревшись на спортсменов, покупает себе серьезную дорогостоящую модель и разбивает ее через 2-5 секунд полета. Бросает аппаратуру со словами: «Ерунда этот ваш моделизм».
Модель самолета на радиоуправлении ведет себя абсолютно так же, как летательный аппарат, управляемый пилотом. При соответствующих пропорциях и масштабно (копийно) подобранной массе. Поэтому, имея достаточный навык управления большими копийными моделями, вполне возможна отработка сложных фигур высшего пилотажа, например.
На начальном этапе, для людей, стремящихся в небо, я рекомендую совмещать все возможные варианты тренировки управления ВС: модели, симуляторы (желательно подвижные для тренировки мозжечка), полеты на ВС.
Сегодня можно заказать бюджетную модель из пенопласта для обучения достаточно недорого. Лучший вариант – найти в городе сообщество моделистов, чтобы могли «потаскать на шнурке» с подключением инструкторской аппаратуры. Или симулятор модели на ПК.
Вы немало участвовали в соревнованиях. Какие из них и чем вам особенно запомнились?
Ноябрьск – number one! Всегда приятные, грамотные, дружные участники, оригинальные этапы и классы соревнований. Как дома!
Когалым – ракетные модельные соревнования! Это крайне умилительно, когда ракеты, взмывая в небо, сбрасывают конфеты, а детвора за ними… Многоступенчатые ракеты-копии, «Катюша»! Организаторы – красавчики!
Небо, мне кажется, само выбирает пилотов. И сейчас вы смело управляете дельталетом, самолетом, вертолетом и паратрайком. На ваш взгляд, благодаря чему удалось достичь желаемого, как не «погасить» в себе стремление летать?
Два варианта – или огромная куча денег и большой мешок удачи за спиной, либо искреннее желание, сила духа и стремление, мешок удачи не меньше.
Я много думал, что авиация, как и другие увлечения, может со временем несколько поступиться на впечатления и эмоции. А с другой стороны – что может быть интереснее? Пожалуй, ничего, за исключением открытого космоса – отвечаю себе. И каждый раз убеждаюсь в этом, садясь в самолет!
Интересно, что у вас даже есть опыт висения на вертолете. А эмоции от этого сложного элемента передать сможете?
Как держать плоскость на шаре. Ничего неожиданного не было, так как модель освоена давно, мозжечок развит самолетом. Однако очень интересно!
Вернемся к ремонту и созданию самолетов. Как вы выбираете модели самолетов для производства?
Исходя из опыта эксплуатации ЛА в России. Коротковзлетные самолеты с простой и прочной конструкцией, не требующие особых навыков управления. С возможностью работы на грунте.
Вы строите базу с аэродромом. С какими сложностями сталкиваетесь?
Все преодолимо. Особых сложностей нет.
Здесь вы даже проводите экскурсии для школьников. Что им больше всего интересно?
По-разному – кто-то просто рад увидеть самолет, некоторые замечают конструктивные особенности различных моделей, другие завороженно вникают в суть управления ЛА.
К одному из Дней города вы организовали авиафестиваль. Какие впечатления он оставил у гостей праздника?
Это был особенный день. Мы сами, будучи летчиками, получили огромный опыт коллективных полетов (выстраивались на глиссаде до 3 бортов). Гости праздника, я считаю, остались довольны. По крайней мере, грустных лиц я не видел – все радовались, смеялись и улыбались.
Очевидно, авиацию важно поддерживать и развивать. Какие самые эффективные способы для этого есть сегодня?
Вот здесь как раз огромная пропасть, которую мы хотели бы исправить.
Фотографии предоставлены героем публикации.