Этот день в истории

18 Сентября

1918 г. Родился Виктор Васильевич Талалихин

Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика. Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка…

1919 г. В Лонг-Айленде, триплан ВМС США Curtiss 18-T-1, пилотируемый лётчиком-испытателем Curtiss Роландом Рольфсом, установил мировой рекорд высоты, признанный Международной федерацией аэронавтики (FAI) — 31 420 футов (9576,8 м)

Кислород находился в баллоне, соединённом с трубкой, через которую находившийся в открытой кабине Ролфс дышал на высоте.

1928 г. Первый полет LZ 127 «Граф Цеппелин» (Graf Zeppelin)

Пассажирский цеппелин, построенный в Германии в 1928 году и ставший на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире. Своё название воздушный корабль получил в честь немецкого пионера дирижаблей жёсткой системы графа Цеппелина. В августе — сентябре 1929 года дирижабль под командованием Хуго Эккенера осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. Разобран весной 1940 года.

1935 г. Основаны Ульяновские курсы высшей лётной подготовки (сейчас Ульяновский институт гражданской авиации им. Б. П. Бугаева

УИ ГА им. маршала авиации Бугаева ведёт свою историю с середины 30-х годов ХХ века. Причем у неё есть две части. Первая такова. Есть приказ Главного управления гражданского воздушного флота от 19 сентября 1935 года № 270 «Об организации при 1-й Объединенной школе пилотов и авиатехников ГВФ Курсов по высшей летной подготовке». Когда в 1939 году из-за действий Германии международная обстановка накалилась, Курсы ВЛП перевели на Северный Кавказа в город Минеральные Воды. Там готовили экипажи для полетов на ПС-40 и ПС-41. Эти самолеты работали и на «гражданке», а военные использовали их в модификации бомбардировщиков.

В ноябре 1941 года, как пишут историки УИ ГА, Курсы высшей летной подготовки ГВФ перебазировались из Минеральных Вод в Ташкент. Поставили задачу переучивать экипажи на самолёт Ли-2 (ночные бомбардировщики). Более 200 работников учебного заведения получили правительственные награды, среди них пять Героев Советского Союза: М. Г. Клименко, И. Д. Павлов, Н И. Мартьянов, С. А. Иванов, И. Ф. Якурнов.

Есть и вторая часть истории происхождении Ульяновского училища гражданской авиации. Началось всё с создания в 1939 году Лётного центра в Москве (приказ № 256 от 16 июня). В годы Второй мировой центр работал в Новосибирске, а затем в Баку. Постановлением Совета Министров СССР № 2243–616 от 27 июля 1947 года Курсы ВЛП и Лётный центр были реорганизованы в Школу высшей летной подготовки ГВФ в Бугуруслане (Оренбургская область). Там же были переучены с малой авиации полётам на самолетах Ли-2 и Ил-12 тысячи летчиков, бортмехаников, штурманов, радистов.

Всего Курсы ВЛП и Лётный центр за время войны подготовили 7 833 лётных специалиста.

В 1950 году Школу ВЛП перебазировали в Ульяновск и учебное заведение наконец-то обрело свою постоянную прописку.

1944 г. Последний челночный полёт самолётов США из Полтавы для бомбардировки городов и объектов Германии

Печальный итог операция «Фрэнтик». Это кодовое название общей советско-американской военной операции с челночным движением американских бомбардировщиков по треугольнику Англия — Италия — Полтава в июне — сентябре 1944-го, целью которой было нанесение авиационных ударов по важным военным и промышленным объектам Германии и её союзникам.

Американская авиация в Полтаве была полностью разгромлена ещё ранее — неожиданным налётом ВВС Германии 22 июня 1944-го. США тогда официально признали уничтожение 43 своих бомбардировщиков и гибель всего лишь одного своего военнослужащего. Советские средства ПВО выпустили по немецким самолётам почти 28000 снарядов и патронов, не сбив ни одного… Пёрл-Харбор по-полтавски.

1962 г. Начало группового полёта Москва — Арктика на Ми-4

Вертолёт прекрасно зарекомендовал себя при полётах в Антарктике и Арктике. Также Ми-4 в 60-х годах признан в мире лучшим для высокогорья после участия в открытом конкурсе в Индии. На Ми-4 было установлено 20 мировых рекордов.

1958 г. Советский беспилотный космический корабль «Зонд-5» совершил облёт Луны, пройдя на минимальном расстоянии от её поверхности 1960 километров.

С расстояния 90 000 километров была произведена съёмка Земли с высоким разрешением.

1980 г. С космодрома Байконур был осуществлён запуск пилотируемого КК «Союз-38»

по программе 8-й экспедиции посещения на околоземную орбитальную станцию «Салют-6». В составе международного экипажа: командир — советский космонавт Юрий Романенко (2 полёт) и космонавт-исследователь — 1-й космонавт Кубы Арнальдо Тамайо Мендес.