1 Августа

1913 г. Родился Михаил Васильевич Симонов — советский военный лётчик, летчик-испытатель 1-го класса, гвардии полковник, Герой Советского Союза

За годы войны М. В. Симонов участвовал в боевых действиях под Москвой, Сталинградом, Ленинградом, на Курской дуге.

…Ему поручали сложнейшие задачи, выполнявшиеся исключительно ночью — в частности, разыскать цель и осветить её бомбами САБ-100.

В 1949 г. он первым в мире посадил тяжёлый самолет (Ту-4) на Северном полюсе. С 1950 г. полковник М. В. Симонов служил лётчиком-испытателем при военном представительстве на Казанском авиационном заводе № 22 им. С. П. Горбунова (ныне — КАПО им. С. П. Горбунова). В течение двенадцати лет им испытывались все модели самолётов, выпускавшиеся на этом предприятии.

С 1952 г. лётчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР, с 1954 г. — старший лётчик-испытатель, с 1961 г. — заместитель начальника лётной испытательной станции.

М. В. Симонов испытывал первый советский реактивный пассажирский лайнер «Ту-104» и стратегический бомбардировщик «Ту-16». Всего ему довелось испытать и облетать двадцать четыре типа самолёта.

1925 г. Принят в эксплуатацию построенный по заказу Укрвоздухпути конструктором Дмитрием Григоровичем трёхместный пассажирский самолёт СУВП Укрвоздухпуть

Подкосный высокоплан с открытой кабиной лётчика и трёхместной пассажирской кабиной. Имел двигатель «Бристоль-Люцифер», мощностью 160 л.с. Произведён в 1925 году. Принят 25 августа 1925 года. Произведён без продувки модели и без статических испытаний. Позже прошёл лётные испытания и был передан «Укрвоздухпуть». Эксплуатировался на линиях Украины. Позже передан в Азербайджанский Осоавиахим. Разбит 29 октября 1928 года.

1929 г. Начало государственных испытаний предсерийного АНТ-4, которые проходили до 19 октября 1929 года

1935 г. Первый полёт опытного истребителя ДИ-8 (АНТ-46) А. Н. Туполева, лётчик-испытатель М. Алексеев

1937 г. Первое испытание первого советского планера-орнитоптера БИЧ-18

В июне 1935 г. начались испытания мускулолёта, построенного в Новочеркасском индустриальном институте под руководством С. Ченчиковского. Мускулолёт представлял собой планер, выполненный по схеме парасоль с воздушным винтом, расположенным на пилоне перед фюзеляжем.

1941 г. Постановление ГКО о создании самолёта БИ

Это экспериментальный, ракетный самолёт, первый советский с жидкостным ракетным двигателем.

1943 г. В воздушном бою погибла самая результативная летчица-истребитель Второй мировой войны Лидия Литвяк

Лидия (Лиля) Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков.

В 1942 году была зачислена в 586 ИАП, «женский авиаполк», приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1. Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовом. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт).

13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109.

В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.

Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296-й ИАП.

11 февраля 1943 года в воздушном бою сбила 2 самолёта противника — лично Ю-88 и в группе FW 190. Вскоре в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.

23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.

После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.

5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.

В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.

21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин.

15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась.

18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолёта противника и один — в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.

Командование дивизии подготовило представление Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что летчица попала в немецкий плен, и представление было отложено (по другой версии, к званию Героя Советского Союза не могли быть представлены лица, пропавшие без вести).

В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная лётчица». В 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых поисковым отрядом 1-й школы города Красный Луч, установлено имя, увековеченное на месте захоронения в июле 1988 года.

В ноябре того же года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.». 5 мая 1990 Президент СССР подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.

1947 г. Первый полёт совершил транспортный Ил-12Т

Лётчик-испытатель Владимир Коккинаки.

1948 г. Начались госиспытания прототипа «174Д» истребителя-перехватчика ОКБ Лавочкина Ла-15

Ведущим летчиком по испытанию самолета «174Д» от ГК НИИ ВВС был назначен инженер-полковник Андрей Кочетков, один из опытнейших военных летчиков-испытателей.

Комиссия сделала выводы, что истребитель на низких высотах уступает Яку-25 с аналогичным мотором, но на высоте свыше 3 км, наоборот, опережает на 68 км/час. Дальность полета была больше, а скороподъемность ниже, чем у Яка. В маневренности по горизонтали, показателях разгона и торможения «174 Д» превосходил МиГ-15. Устройство требовало повышенного внимания при выполнении восходящих фигур пилотажа, но в целом подходило для управления летчиками среднего класса подготовки. По требованию госкомиссии на машине установили фонарь с улучшенным обзором для пилота, новую мачту антенны для увеличения возможного расстояния радиосвязи, улучшили топливную систему для питания силовой установки горючим при отрицательных перегрузках.

1951 г. Образована Japan Air Lines

Между 1967 и 1969 годами jAL имела соглашение с Аэрофлотом о совместных рейсах между Токио и Москвой на советском Ту-114. В состав летного экипажа входил один член JAL, а в бортпроводниках по пять человек от «Аэрофлота» и JAL. Еженедельные полеты начались в апреле 1967 года; полет длился 10 часов 35 минут от Москвы до Токио и 11 часов 25 минут обратно.

1957 г. С полигона «Тюратам» осуществлён первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7

Ракета, несмотря на разрушение головной части, успешно достигла района цели. Руководил разработкой ракеты Р-7 С. П. Королёв.

1959 г. Лётчик-испытатель ОКБ-156 Валентин Ковалёв установил на Ту-104Б очередной мировой рекорд, пролетев 1000 км с грузом 15 т со средней скоростью 1015, 86 км/ч

1967 г. Первый полёт вертолёта Ми-14 с ТВлД ТВЗ-117ВМ

Машина под управлением лётчика-испытателя Юрия Швачко совершила перелёт с Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля на лётно-испытательную станцию в Люберцах.

1968 г. Пара самолётов Ту-95РЦ (по-видимому, в демонстративных целях), пилотируемых командиром полка полковником Иваном Гладковым и командиром эскадрильи майором Алексеем Старцевым выполнила разведывательный полёт в Индийский океан с дозаправкой в полёте над территорией Ирана. Продолжительность полёта составила 20 ч.

1976 г. Завершены войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24

1987 г. По программе создания корабля многоразового использования военного назначения «Ураган» в Советском Союзе с космодрома Байконур ракетой-носителем «Зенит-2» 45095-601/11L запущен спутник «Космос-1871»

«Ураган» (Энергия-2) — один из самых амбициозных проектов СССР. Он зародился ещё в начале 1980-х годов и представлял собой уникальную многоразовую космическую систему в облике двухступенчатой тяжёлой ракеты. На первой ступени находились четыре боковых ускорителя, вторая же представляла собой орбитальный космолёт. Если его рассматривать отдельно, он напоминал «Буран». Космолёт оборудовался тремя маршевыми двигателями, а также системой коррекции траектории. Размах его крыльев составлял 26 метров, а грузоподъёмность — до 40 тонн. Нижнюю половину аппарата планировалось оснастить теплозащитой для устойчивости во время посадки к высоким температурам (до 1500° С) в результате трения об атмосферу.

Каждый из боковых ускорителей оснащался керосиновым двигателем и парашютом. После отделения от системы он совершал мягкую посадку и подготавливался ко вторичному использованию. Космолёт после своего орбитального путешествия, также самостоятельно возвращался на аэродром с укреплённой ВПП. Эти особенности делали «Ураган» максимально экономной и эффективной концепцией.

Под головным обтекателем «Урагана» размещался полноценный космический корабль, который мог быть как беспилотным, так и пилотируемым. Когда ракета выходила на нужную орбиту, её обтекатель откидывался, а после выгрузки аппарата в открытый космос закрывался обратно.

«Ураган» полностью разработали в конце 1980-х годов. К сожалению, вместе с распадом СССР столь перспективный проект был отложен, а затем окончательно закрыт.

1990 г. Запуск КК «Союз ТМ-10»

Геннадий Манаков (1-й полёт) − командир и Геннадий Стрекалов (4-й полёт) − бортинженер.

1995 г. Первый испытательный полет транспортного самолета Ил-76МФ

Самолёт был построен Ташкентским авиационно-производственным объединением им. В.П. Чкалова. Ил-76МФ оснащён четырьмя двигателями ПС90А, имеющими уменьшенную шумность. Максимальная взлётная масса самолёта составила 210 т, максимальная скорость — 850 км/ч, посадочная скорость — 210 км/ч, крейсерская скорость — 780 км/ч. Практический потолок — 12000 м, практическая дальность полёта на высотах 9000-12000 м с полезной нагрузкой 40 т — 5200 км. Самолёт берет сразу два спасательных катера «Гагара», что в сочетании с увеличенной дальностью полёта дает созданному АМПСК уже на базе этого самолёта совершенно новые возможности.

1998 г. Самолёт Су-33 (Су-27К) принят на вооружение

2003 г. Российские лётчики Гуркин Владимир Николаевич и Казаченко Александр Николаевич, выполнили серию рекордных полётов на истребителе-перехватчике МиГ-31, улучшив показатели высоты полёта с грузом в 1 и 2 тонны


Больше на

Subscribe to get the latest posts sent to your email.