13 Августа

1902 г. Родился Феликс Генрих Ванкель — соавтор изобретения роторно-поршневого двигателя (так называемого двигателя Ванкеля)

Конструкция была впервые показана в 1957 году.

Его соавтором стал инженер компании NSU Вальтером Фройде, которому и принадлежала идея данной конструкции двигателя.

В 1936 году прототип двигателя Ванкеля заинтересовал BMW — Феликс получил деньги и собственную лабораторию в Линдау для разработки опытных авиадвигателей.

Впрочем, до самого разгрома фашистской Германии ни один двигатель Ванкеля в серию не пошёл. Возможно, на доведение конструкции до ума и создания массового производства требовалось слишком много времени.

После войны лаборатория была закрыта, оборудование вывезено во Францию, а Феликс остался без работы (сказалось былое членство в национал-социалистической партии). Однако вскоре Ванкель всё же получил должность инженера-конструктора в компании NSU Motorenwerke AG, являющейся одним из старейших производителей мотоциклов и автомобилей.

В начале 1950-х годов в СССР была создана серия авиадвигателей ВП-760, ВП-1300, ВП-2650 — пятилучевых двухтактных звёзд мощностью от 40 до 130 л. с. и весом от 25 до 100 кг, сотрудника Пермского моторостроительного завода 19, авиационного инженера Валентина Валентиновича Полякова (поршневики; вращающийся золотниковый ГРМ и двухступенчатые поршни, совмещённые с нагнетательными, никакого отношения к Ванкелю не имеют) созданных для лёгкой авиационной техники и прошедших успешные испытания в небольшой серии в ДОСААФ.

Позднее, в 1990-х годах, в Научно-техническом центре ВАЗ были созданы ВАЗ-416, ВАЗ-426, ВАЗ-526.

Несмотря на ряд попыток установки двигателя Ванкеля на самолётах (опытные образцы испытывались в разных странах с 1950-х годов), он не нашёл широкого применения в авиации. В настоящее время (2011) двигатель Ванкеля устанавливается на некоторые модели мотопланеров Schleicher.

В 2019 году российские учёные из Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова и Фонда перспективных исследований решили эту проблему, создав РПД на основе материалов нового поколения — интеркерамоматричных и металлокерамоматричных композитов. Согласно результатам испытаний, износ этих элементов пренебрежительно мал. Все они сохранили свою работоспособность, подтвердив возможность и перспективность применения композиционных материалов для изготовления наиболее нагруженных и проблемных элементов РПД. В новом отечественном двигателе применена также специально разработанная для РПД система турбонаддува с охлаждением воздуха и новая система управления.

1930 г. Ряд ведущих авиаспециалистов и руководителей обратились в правительство с письмом о необходимости организации НИР в области моторостроения

«Известно, что за все 13 лет мы не создали ни одного законченного своего авиадвигателя, который стоял бы на наших самолётах. За это время в Союзе разными организациями было запроектировано более 40 двигателей, 30 из них было сдано в производство, около 15 построено, но ни один из них не стоит и, вероятно, не будет стоять на самолётах… Наше опытное строительство исключительно бесплодно…»

1933 г. Совет Труда и Обороны утвердил строительную площадку нового ЦАГИ, началось её освоение

Место было выбрано в районе посёлка Отдых. До 1934 года комплекс зданий ЦАГИ располагался в Москве на улице Радио.

1937 г. Первый полёт амфибии Vought-Sikorsky VS-44.

Произведенный в конце эпохи больших коммерческих пассажирских летающих лодок, VS-44 был построен в трёх экземплярах. Sikorsky (и Vought, с которым он к тому времени соединился) не нашли покупателей и проиграли более известным Boeing и Martin Сlippers. Три построенных самолёта — «Экскалибур», «Эксамбиан» и «Эксетер» служили в ВМС США, где обозначались JR2S. Эти самолёты оказались самыми дальнобойными авиалайнерами в мире и устанавливали рекорд за рекордом. Это был единственный самолёт, способный безостановочно летать через Северную и Южную Атлантику с полной полезной нагрузкой свыше 3100 миль.

1941 г. «Цирк Шубикова» на ТБ-3 «звено Вахмистрова» повторил полёт на налёт на Чернаводский мост, на этот раз шестью пикировщиками И-16

 Все было как в предыдущем вылете, только время старта сместилось на полчаса. Атака состоялась в 5.50, пилоты отметили пять прямых попаданий, была полностью разрушена одна ферма моста. На обратном пути шестерка проштурмовала вражескую пехоту в районе Сулина, а в 7.05 приземлилась в Одессе. Далее следовала дозаправка горючим и перелёт в Евпаторию.

1945 г. Первый полёт экспериментального лёгкого вспомогательного МиГ-8 «Утка»

Проект разрабатывался в инициативном порядке. Он был предназначен для испытания самолётов с большой стреловидностью крыла. Основной особенностью было использование аэродинамической схемы «Утка», что также было частью эксперимента. Предполагалось, что такая схема позволит отодвинуть максимальную скорость флаттера. Кроме того, толкающий винт давал возможность проверить управляемость на малых скоростях при отсутствии обдува крыла винтом, изучить управляемость на земле, вопросы взлёта и посадки в условиях отсутствия обдува винтом органов управления. За всю эксплуатацию самолёт не потерпел ни одной аварии, не имел предпосылок к лётным происшествиям. Накопленный опыт применения стреловидных необдуваемых крыльев был позднее применён при постройке советских реактивных истребителей.

1964 г. Сергей Павлович Королёв собрал у себя широкое техническое совещание, на котором было доведено всем заинтересованным лицам о проекте «Н1-ЛЗ»

На него были приглашены все Главные конструкторы, начальники главков госкомитетов, председатели совнархозов, командование ВВС и ракетных войск, космических средств МО, представители Академии наук, руководители НИИ-4, НИИ-88 и полигонов.

1980 г. Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-24МР

1987 г. Первый полёт учебно-тренировочного штурмовика Су-28 (Су-25УТ)

1990 г. Началась грандиозная воздушно-транспортная операция по эвакуации индийских граждан из Кувейта в столицу Иордании Амман, а затем в Бомбей

В Кувейте индийцы попали в бедственное положение, после того как 11 днями ранее это небольшое государство было неожиданно оккупировано иракской армией. Опасаясь потока беженцев и распространения военных действий на свою территорию, все государства региона, кроме Иордании, закрыли границы с Ираком и Кувейтом. За 63 дня «Боинги» и «Эрбасы-310» государственной компании Air India, авиакомпании Indian Airlines и самолёты ВВС Индии совершили 488 полётов и перевезли свыше 175 тысяч пассажиров. Эта крупнейшая в истории авиации эвакуация, осуществлённая невоенными самолётами, вошла в Книгу рекордов Гиннесса. А около 100 тысяч «путешественников поневоле» получили компенсацию в общей сложности около миллиарда долларов.

1991 г. Первый полёт многоцелевого истребителя-бомбардировщика МиГ-29М/6

1998 г. С космодрома «Байконур» ракетой-носителем «Союз-У» осуществлён запуск космического корабля «Союз ТМ-28»

 с космонавтами Геннадием Падалкой, Сергеем Авдеевым и Юрием на борту. Стыковка с ОС «МИР» 13 августа, посадка корабля 28 февраля 1999 года.


Больше на

Subscribe to get the latest posts sent to your email.