Август
14 Августа
1901 г. Вероятно, первый управляемый моторный полёт с человеком на борту!
Густав Альбин Уайтхед (Gustave Whithead (Weisskopf) (1874 — 1927) летал на построенном им самолёте «Model No.21» в Fairfield, Connecticut. За целых два года до исторического полёта братьев Райт. Один двигатель приводил в действие и воздушные винты, и колеса шасси.
Полёт проходил на высоте 15 метров, и Уайтхэд пролетел всего около 800 метров. Данный случай был зафиксирован газетами Bridgeport Herald, New York Herald и Boston Transcript, а также показаниями многочисленных свидетелей.
В 1930-х свидетели дали 15 подтвержденных присягой и подписанных показаний под присягой, большинство из них засвидетельствовало полёты Уайтхеда; каждый из них засвидетельствовал полёт над Саунд.
1911 г. В Петербурге открыта авиашкола Всероссийского аэроклуба
14 августа 1911 на Гатчинском аэродроме открылась авиашкола ИВАК по подготовке военных пилотов. Первым её начальником и инструктором стал Владимир Александрович Лебедев. Однако первые русские дипломы, так называемые «бреве» (от франц. — Breveute), были выданы раньше. Диплом № 1, 19 июля (1 августа) 1910 г. получил Г. С. Сегно. Из женщин первым пилотом, авиатриссой с дипломом под № 31 стала 10(23) августа 1911 г. Л. В. Зверева.
В 1908 году в Петербурге был организован Всероссийский аэроклуб, названный императорским. Главную роль в его создании играли всё те же воздухоплаватели во главе с Кованько, — полковник Семковский и др., а также «сиятельные лица» Петербурга — председатель граф И. В. Стенбок-Фермор и энтузиаст В. Корн (как видно, на ролях меценатов)… Однако в течение двух лет этот аэроклуб себя ничем не проявил.
Но был и другой полюс мнений, ратовавший за более интенсивный путь развития нарождающейся авиации. Так, например, в одном из своих публичных выступлений, генерал А. М. Кованько сказал: «России крайне обходим мощный военный воздушный флот. Необходимо спешное создание его в самой России, русскими руками, из русских материалов и русских систем».
Председатель аэроклуба И. В. Стенбок-Фермор в статье, опубликованной в журнале «Воздухоплаватель», писал: «…А будущность этого дела огромна, и трудно даже представить, как новые способы передвижения отразятся на всех сторонах человеческой жизни, экономической, общественной и государственной. На многое точки зрения должны измениться. Однако, во всяком случае, несомненно: чтобы избегнуть порабощения, если не прямого военного то уж во всяком случае, экономического и культурного, чтобы сохранить свою независимость и остаться великой державой, России нужен воздушный флот».
В декабре 1909 г. Императорский Всероссийский аэроклуб был принят в члены ФАИ. Клуб получил право регистрации мировых авиационных и воздухоплавательных рекордов и выдавать пилотские дипломы, действительные во всех странах.
Однако, несмотря на в чём-то справедливую критику, соответствующие комитеты и комиссии ИВАК провели большую работу. Так, например, было проведено 4 авиационных недели с целью показа фигурных полётов, установления рекордов и т. д. 25 апреля — 2(8-15) мая 1910 г. в Санкт-Петербурге на Коломяжском ипподроме прошла первая Авиационная неделя. А осенью того же года, 8-29 сентября (21 сентября — 12 октября), по инициативе ИВАК на Комендантском аэродроме Санкт-Петербурга прошёл Первый Всероссийский праздник воздухоплавания, в котором участвовали 11 русских авиаторов. Летом 1911 г., а именно 10-11(23-24) июля, состоялся, организованный ИВАК, первый в России дальний массовый перелёт по маршруту С.-Петербург — Москва. Это были первые в России внеаэродромные соревнования. На перелёт записались 12 лётчиков. Перелёт закончился на Ходынском поле в Москве. Из девяти стартовавших лётчиков, победителем стал А. А. Васильев, единственный долетевший до Москвы. Он на своём самолёте «Блерио-XI» пролетел 752 км за 24 ч 41 мин 14 с, проведя в воздухе 9 ч 30 мин. [17, с.297].
К концу 1909 г. число членов ИВАК достигло 700 чел., а пожертвования составили около 3000 руб. Аэроклуб также имел несколько отделов в городах: Саратове, Владивостоке (с 22 июня (4 июля) 1911 г.), Новгороде (с 1(14) октября 1911 г.), Иркутске, Ревеле (Таллин).
1931 г. Первый полёт цельнометаллического пассажирского самолёта АНТ-14 «Правда»
Этот пассажирский самолёт на 35 мест с 5-ю моторами строился для предполагавшейся трансконтинентальной линии Москва-Владивосток. Серия не строилась, поскольку из-за малого пассажиропотока использование самолёта было нерентабельным. Самолёт АНТ-14 был флагманом агитационной эскадрильи им. М. Горького.
1932 г. Неофициальный мировой рекорд высоты полёта на вертолёте ЦАГИ 1-ЭА установил лётчик и учёный Алексей Михайлович Черёмухин — 605 м
ЦАГИ 1-ЭА — первый советский экспериментальный вертолёт, спроектированный и построенный в ЦАГИ в 1930. Общее руководство проектированием осуществлял ученик и зять Николая Егоровича Жуковского русский и советский учёный-авиатор Борис Николаевич Юрьев, а конструктивную разработку возглавлял А. М. Черёмухин (он же пилотировал вертолёт при лётных испытаниях). Вертолёт выполнен по схеме с одним несущим винтом (НВ) и четырьмя рулевыми винтами (РВ). HB четырёхлопастной, диаметр 11 м, с жёстким креплением лопастей к втулке (с осевым шарниром), с автоматом перекоса. Вместо цельнометаллических лопастей на HB вскоре были установлены лопасти смешанной деревянно-металлической конструкции (с дуралюминиевым лонжероном). РВ металлические двухлопастные. Силовая установка — два ПД М-2 мощностью по 88,3 кВт. Фюзеляж ферменной конструкции, длина вертолёта с РВ 12,8 м. Взлётная масса 1145 кг, скорость полёта 20—30 км/ч. Конструкция вертолёта была несовершенной, поэтому после экспериментального полёта работы были приостановлены.
1935 г. Мировой рекорд дальности полёта по прямой для планеров — 140 км Планер Ш-5 — учебно-пилотажный двухместный планер конструкции Бориса Николаевича Шереметьева (1933 г.) Планер-парасоль с V-образными подкосами. Оперение укреплено на балке, составляющей одно целое с кабиной, и расчалено к крылу.
1956 г. Из состава НИИ-88 выделено в самостоятельное предприятие ОКБ-1 с заводом № 88
Начальник и главный конструктор Сергей Павлович Королёв.
1958 г. Учреждены почетные звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный штурман-испытатель СССР».
Это произошло в 1958 г.
«Заслуженный лётчик-испытатель СССР» — почётное звание, присваиваемое лётчикам-испытателям 1 класса авиационной промышленности и Министерства обороны СССР за многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний и исследований новой авиационной техники, существенно способствующую прогрессу советской авиации.
Первый Указ о присвоении почётного звания вышел 17 февраля 1959 года. Звание тогда получили 10 лётчиков-испытателей авиапромышленности:
Анохин Сергей Николаевич (ЛИИ),
Галицкий Борис Карпович (авиазавод № 23),
Галлай Марк Лазаревич (ОКБ В. М. Мясищева),
Коккинаки Владимир Константинович (ОКБ С. В. Ильюшина),
Кочетков Андрей Григорьевич (ОКБ С. А. Лавочкина),
Нюхтиков Михаил Александрович (ОКБ А. Н. Туполева),
Опадчий Фёдор Фёдорович (ОКБ В. М. Мясищева),
Рыбко Николай Степанович (ОКБ А. Н. Туполева),
Седов Григорий Александрович (ОКБ «МиГ»),
Шиянов Георгий Михайлович (ЛИИ).
Через три месяца, 27 мая 1959 года, заслуженными лётчиками-испытателями СССР стали трое лётчиков военной приёмки:
Андреев Сергей Макарович (авиазавод № 30),
Шалаевский, Александр Николаевич (авиазавод № 30),
Шульгин, Василий Митрофанович (авиазавод № 23),
Ещё через четыре месяца, 7 октября 1959 года, почётные звания получили 6 лётчиков и 3 штурмана из ГК НИИ ВВС. Среди них была одна женщина — лётчик-испытатель Нина Ивановна Русакова. Она стала единственной женщиной, удостоенной этого звания.
1959 г. Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин на самолёте Су-9(Т-43-1) установил мировой рекорд высоты полёта — 28852 м.
1961 г. Завершились государственные испытания Як-30 с двигателем РУ19-300.
По заключению НИИ ВВС Як-30 был рекомендован на вооружение. Эту рекомендацию подписал главнокомандующий ВВС, главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин.
1983 г. Впервые в СССР посадка военного самолёта на гражданское судно
Старший лётчик-инспектор авиации ВМФ полковник Юрий Николаевич Козлов на СВВП Як-38 сел на контейнеровоз «Агостиньо Нето». Як-38 — советский лёгкий палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки.
Заманчивые перспективы открывала также теоретическая возможность эксплуатации Як-38 не только с авианесущих крейсеров, но и с гражданских судов — контейнеровозов и сухогрузов. С целью проверки практической осуществимости этой идеи в августе 1983 г. по приказу Главкома ВМФ летчики строевой части авиации ВМФ впервые в СССР осуществили посадку военных самолётов на гражданское судно — теплоход «Агостиньо Нето» типа «РО-РО». Первым совершил посадку 14 августа 1983 г. старший лётчик-инспектор полковник Ю. Н. Козлов, который за это получил от капитана теплохода А. Латышева памятный адрес. За ним произвели посадку полковник Г. Л. Ковалев, подполковники В. И. Кучуев и В. Н. Погорелов. До 29 сентября было выполнено 20 полётов. Государственные испытания (18 полётов) провели В. В. Васенков и А. И. Яковенко с контейнеровоза «Николай Черкасов». Они показали, что посадка на судно такого типа весьма затруднительна ввиду ограниченности возможных траекторий захода. Большие проблемы также вызывала теснота окруженной судовыми конструкциями площадки (18×24 м), выделенной для посадки СВВП. Однако сама идея отвергнута не была, и в дальнейшем не отрицалась возможность использования гражданских судов в качестве «мини-авианосцев».
1992 г. Первый полёт опытного пассажирского Ту-204-120 с ТРДД Роллс-Ройс RB211-535E4 (2 х 19.500 кгс)
Двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) это газотурбинный реактивный двигатель, в котором реактивная тяга создается в двух контурах: внутреннем (или газотурбинным; по английски он называется первичным каналом: primary duct) и наружном (или вентиляторном, вторичном канале: secondary duct). Решение об использовании западных двигателей и авионики было принято на этапе проектирования.
1995 г. В августе облётан первый серийный Су-25Т Улан-Удэнского завода.
Больше на
Subscribe to get the latest posts sent to your email.