Июнь

5 Июня

1909 — Первый подскок английского лёгкого самолёта Roe I Triplane. Roe I Triplane был построен в Putney в мае 1909 года при помощи инженеров E. V. B. Fisher и R. L. Howard Flanders. Одновременно A. V. Roe арендовал два ангара, где должна была произойти окончательная сборка самолёта. По результатам в конструкцию самолёта были внесены некоторые изменения.

1910 — Профессор князь Александр Сергеевич Кудашев совершил первый в России полёт самолёта отечественной постройки («Кудашев-1») в Киеве на Сырецком ипподроме. Ферменный биплан с передним рулём высоты и хвостовым оперением — стабилизатором и рулём направления. Двигатель “Анзани” в 35 л. с. с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колёсами. Под хвостом было третье колесо. Крылья — двухлонжеронные одинакового размаха, но у верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолёта был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка — прорезиненное полотно.

1914 — Мировой рекорд продолжительности полёта на «Илье Муромце» — 6 ч 33 мин. Самолёт стартовал с Корпусного аэродрома, имея на борту 5 человек. Самолёт пилотировали по очереди Игорь Иванович Сикорский, Глеб Васильевич Алехнович, Георгий Викторович Янковский, Георгий Иванович Лавров.

1915 — Британский пилот — суб-лейтенант Р.А. Дж.Варнефорд из состава 1-го воздушного крыла RNAS (Royal Navy Air Service — Авиационная служба королевского флота) на разведчике «Моран-Солнье» тип L. сбил «Цеппелин» императорской германской армии, с бортовым номером LZ27, возвращавшийся на свою базу после неудачного рейда на Британские острова. Застигнутый неожиданной атакой англичан над Кале воздушный корабль направлялся в оккупированную Бельгию. Около 2.35 дня, находясь уже на подлёте к городу Гент, экипаж «Цеппелина» чувствовал себя почти дома и ослабил наблюдение за воздухом. На земле под ними проплывали постройки монастыря св.Армана. От пейзажа внизу веяло спокойствием. Вдруг серия взрывов сотрясла оболочку гиганта. Наполненный водородом дирижабль моментально вспыхнул. Из всей команды избежал гибели, причём самым сверхъестественным образом, только штурман Альфред Мухлер. Когда его вышвырнуло из разрушающейся гондолы корабля, он упал не на землю, а на выставленную в монастыре для просушки кровать с мягким матрасом. В своём рапорте об этом воздушном бое суб-лейтенант Р.А. Дж.Варнефорд написал: «Я находился сзади и выше «Цеппелина» на высоте примерно 11000 футов (около 3350 метров). Выключив двигатель, я начал снижаться. Когда дирижабль оказался точно подо мной, сбросил зажигательные бомбы, и когда я стал освобождаться от последней, сильный взрыв поднял и перевернул мой самолёт. На короткое время он потерял управление. Выровняв его, я смог наблюдать, как горящая оболочка падает на землю». Но Варнефорд недолго мог любоваться гибелью противника, так как самому пришлось срочно приземляться. Последствием близкого взрыва для его самолёта стало разрушение бензопровода к мотору и повреждение бензонасоса. На земле, прячась от конных разъездов неприятеля, ищущих приземлившийся английский самолёт, он своими руками починил помпу и трубку питания. Отважный лётчик вернулся на свою базу в 22.30 вечера, когда его уже считали пропавшим без вести.

1918 — Поднялся в воздух первый экземпляр французского тяжёлого бомбардировщика Farman F.50. Испытательный цикл завершился через месяц. Самолёт показал вполне приемлемые лётные данные. Единственным серьёзным недостатком была невозможность устойчиво лететь на одном моторе. Но этим решили пренебречь, и машину запустили в серийное производство. По окончании боевых действий выпуск самолёта прекратился. Первые серийные машины поступили на фронт 30 июля. Первый боевой вылет состоялся в ночь с 10 на 11 августа.

1930 — Впервые поднялся в воздух UB-20 (Uppercu-Burnelli) пилотируемый Роджером Вильямсом (Roger Q Williams). Этот самолёт стал третьим цельнометаллическим самолётом Бурнелли с несущей обшивкой и фюзеляжем, создающим подъёмную силу. Оперение — двухбалочное. Пилот по-прежнему сидел в открытой кабине, пассажирский салон, естественно, закрытый. Он был развитием самолёта CB-16. Построен только один самолёт, рег.номер X/NR397N. Он широко использовался в рекламных автопробегах Форда, при этом автомобиль перевозился на внешней подвеске!

1938 — В Германии генерал-майор (куратор люфтваффе в техническом управлении Министерства авиации) Эрнст Удет на отрезке в 50 км между аэродромом Вюстрова и курортом Мюриц на Балтийском побережье установил рекорд скорости — 631 км/ч на специально подготовленном прототипе истребителя Хейнкеля He 100-V2.

1940 — Первый полёт опытного образца итальянского торпедоносца SM.84. SM.84 стал первым итальянским непоплавковым торпедоносцем, с самого начала проектировавшийся как таковой.

1944 — Первое применение бортовой системы РЭБ перед началом вторжения союзников во Францию. Сброс фольги (диполных отражателей) для подавления германских РЛС раннего оповещения. Но тогда, кроме германских РЛС, попутно оказались подавлены и собственные системы навигации и связи. Впоследствии для патрулирования «Стирлингов» с системами РЭБ отводили воздушное пространство над Северным морем, вдали от действий войск союзников.

1945 — Катастрофа ДБ-108 — при заходе на посадку на одном моторе (второй горел и был выключен) лётчик-испытатель Васильченко Александр Григорьевич зацепился за деревенский дом и врезался в другой. Погиб ведущий инженер самолёта Л.А. Дьяконов и трое жителей (в том числе двое детей), а сам Васильченко был тяжело ранен и чудом остался жив. Косвенной причиной катастрофы явилась халатность руководства лётно-испытательной станции завода № 22, выпустившего опытный самолёт в полёт одновременно с плановым облётом серийных машин. Одна из этих «пешек» помешала тянувшему на посадку Васильченко, ему пришлось делать «змейку» и потерять драгоценные секунды и метры высоты.

1948 — Катастрофа к северу от базы ВВС Мюрок, Калифорния, второго экземпляра Northrop YB-49 «летающее крыло». В результате нерасчётных перегрузок разрушились консоли крыла. Весь экипаж из пяти человек погиб. В честь лучшего лётчика-испытателя Глена Эдвардса, летевшего в том экипаже, вторым пилотом была переименована авиабаза Мюрок.

1957 — Первый взлёт вертолёта Ми-6 с ТВД Д-25В, лётчик-испытатель Рафаил Иванович Капрэлян.

1958 — Взлетел первый прототип самолёта SE.116-01, оборудованный двумя двигателями Wright R-1300-C7BA1 Cyclone мощностью 800 л.с., SE.116 Voltigeur — легкий ударный самолёт, разработанный французской фирмой Sud Aviation. В начале 50-х годов прошлого столетия французское военное министерство объявило конкурс на лёгкий ударный самолёт противопартизанского назначения. В 1955 году на фирме Sud Aviation под руководством конструктора Жана Поиту был разработан проект самолёта для этого конкурса, получивший обозначение SE X-116. По проекту предполагалось создать два варианта самолёта с ТВД Turbomeca Bastan и поршневыми Wright R-1300 Cyclone. Второй экземпляр самолёта с ТВД был готов в начале следующего года. Оба самолёта участвовали в конкурсе совместно с самолётом SIPA 1100. Однако оба самолёты не подошли военным и работы по ним были прекращены.

1964 — Первый полёт самолёта Helio H-550A Stallion (AU-24A). AU-24 Stallion — лёгкий ударный самолёт с укороченным взлётом и посадкой, построенный американской фирмой Helio Aircraft Company (отделение концерна General Aircraft Corporation). Превосходные возможности укороченного взлёта-посадки самолёта Helio U-10 Courier привели к разработке немного увеличенного в размерах опытного самолёта HST-550 Stallion (жеребец) с турбовинтовым двигателем.

1965 — В июне на XXVI Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже продемонстрированы самолёты Ту-124, Ту-134, Ил-18Д, Ил-62, Ан-12, Ан-24, Ан-22 «Антей», вертолёты Ми-6, Ми-8, Ми-10, модель СПС Ту-144, планер ОКБ Антонова А-15.

1967 — Boeing поставляет свой 1000-й реактивный авиалайнер, Boeing 707-120B для American Airlines.

1967 — Экипажем F-4D из 555 тактической эскадрильи в составе майора Эверетта Распберри и капитана Френсиса Галка, сбившим УР AIM-7 вьетнамский МиГ-17, одержана первая воздушная победа на этом типе Фантома.

1969 — Опытный Ту-144 первый раз на высоте 11000 м превысил скорость звука.

1970 — Состоялся первый полёт самолёта Ту-142 с аэродрома авиации СФ Кипелово.

1973 — Начались государственные совместные испытания истребителя-перехватчика Су-15бис (Т-58бис).

Испытания проводились на доработанном самолёте No.03-06 (ведущий инженер Васильев), который был впервые поднят в воздух лётчиком-испытателем Ильюшиным Владимиром Сергеевичем 3 июля 1972 года. Модификация Т-58бис (Су-15бис) подразумевала применение новых двигателей Р-25-300. За время ГИ лётчики-испытатели ГК НИИ ВВС Николай Ильич Стогов, Мостовой Валерий Ильич и Коваленко Евгений Семёнович выполнили 79 полётов. Было отмечено, что ЛТХ модернизированного перехватчика на высотах менее 4000 м улучшились по сравнению с Су-15ТМ. В частности, использование чрезвычайного режима работы двигателей позволяло добиться перехвата в ЗПС целей, летящих на скоростях до 1000 км/ч, что снимало претензии военных. В итоге Су-15бис получил рекомендацию о принятии на вооружение. Но запуск самолёта в серию так и не состоялся. Дело в том, что приоритетом в обеспечении новыми двигателями пользовались МиГ-21бис, а так как производство Р-25-300 было сильно ограничено, то Су-15бис их просто не досталось. К тому же, прирост ЛТХ перехватчика оказался не столь значителен, чтобы военные настаивали на развертывании его массового строительства.

1976 — Самолёт Ту-144Д (№ 03-1) с РД-36-51А выполняет дальний полёт на 6200 км с нагрузкой 5 тонн, этот полёт подтвердил перспективность и реальность продолжения работ по Ту-144Д. Однако даже с новыми двигателями технический рейс в Хабаровск удалось выполнить только с самой минимальной загрузкой.

1981 — Началась эксплуатация первых самолётов Су-24М в строевом полку.

1989 — Ан-225 вылетел из Киева с космическим кораблём Буран на авиасалон Ле-Бурже. Взлётный вес при этом составил рекордные 560 тонн.

1997 — Угон самолёта Як-42Д (RА-42557) а/к Ижавиа. Борт, прибывший в аэропорт Орск 4-го июня, должен был выполнять рейс на следующий день. Экипаж сдал самолёт под охрану и отправился на отдых. Ночью, пришли неизвестные и, предъявив охране лётные пропуска ИТС а/к Ижавиа, сообщили, что будут устранять на самолёте выявленную в полёте неисправность. Несколько раз на самолёте запускали ВСУ, а затем, убедившись, что притупили бдительность охраны, неизвестные запустили двигатели и, не включая бортовых огней, вырулили на ВПП.

В 3:10 Як-42 произвёл несанкционированный взлёт и ушёл на малой высоте, избегая обнаружения РЛС ПВО, в неизвестном направлении… После длительных поисков аппарат обнаружен на грунтовом аэродроме Жайрем (Казахстан). В ходе расследования выяснилось, что у а/к Ижавиа был с Казахстаном имущественный спор, который правительство последнего решило путем угона воздушного судна!

Самолёт был угнан в Казахстан по заказу предыдущего владельца — корпорации «Казахмыс». Она ранее отправила данный борт на ремонт в Подмосковье. После чего он был в ущерб казахской стороне перепродан Ижавиа, не подозревавшей о мошеннической операции. В ходе последующего разбирательства пострадавшие стороны пришли к соглашению, по которому казахская компания выплатила $2 млн российскому предприятию, которые им в виде аванса были потрачены на приобретение самолёта, а Ижавиа в свою очередь передала техническую документацию, без которой авиалайнер не мог в дальнейшем эксплуатироваться.