Июнь

18 Июня

Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — США (Сиэттл)

18 июня 1937 года экипаж самолёта в составе командира Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова взлетел с подмосковного аэродрома Щёлково. За 63 часа 16 минут они совершили перелёт протяженностью 9 130 километров, в том числе 5 900 километров — над океанами. 20 июня экипаж АНТ-25 благополучно приземлились на аэродроме, в пригороде Портленда Ванкувере.

За этот перелёт Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков были награждены орденами Красного Знамени.

В 1975 году повторен беспосадочный перелёт Москва ‒ Северный полюс ‒ США (Сиэттл) по чкаловскому маршруту 1937 года; 9 480 км за 10 ч 54 мин на самолёте Ил-62М.

Руководство полётом Аэрофлот поручил заслуженному пилоту СССР, Герою Социалистического Труда Александру Константиновичу Витковскому, и экипаж в составе командира корабля Ю. И. Зеленкова, второго пилота И. И. Рязанова, штурмана В. К. Степаненко, бортинженера В. И. Кириллова в бортрадиста И. С. Клочко и бригады стюардесс Шереметьево. Среди пассажиров были Г. Байдуков, А. Беляков и сын В. Чкалова — Игорь Чкалов, приглашённые для участия в церемонии открытия монумента в честь исторического перелёта «Москва – Северный полюс – Северная Америка» 1937 г.

1861 г. Пилот Thaddeus Lowe послал первое телеграфное сообщение с борта аэростата Enterprise, открывающее способ связи воздух-земля

1886 г. Первое фотографирование из аэростата изобретённым в России аппаратом

Первым таким фотоаппаратом был аппарат, изготовленный в 1886 г. активным деятелем фотографического отдела русского технического общества Вячеславом Измайловичем Срезневским. Аэрофотоаппарат имел постоянную фокусировку на бесконечность и был снабжен компасом для ориентирования по азимуту.

Съёмка велась на пластинки форматом 24X24 см. В 1886 году поручик Александр Матвеевич Кованько выполняет в районе Петербурга первое в нашей стране фотографирование с аэростата на высоте 800—1350 м. Осуществлено фотографирование острова Котлин с высоты 1100 метров. Вскоре после этого производятся новые съёмки с аэростата А. М. Кованько и Л. Н. Зверинцевым, К. Д. Бранделем, Д. Д. Беляевым.

1914 г. Продемонстрирован первый действующий автопилот конструкции Элмера Сперри

Демонстрация состоялась на авиационной выставке в Париже. Автопилот был установлен на летающей лодке конструкции Кертисса. Демонстрировал работу сын конструктора Лоуренс. В полёте Сперри включил аппаратуру и бросил управление, а техник начал ходить вдоль крыльев, но самолёт продолжал полёт на постоянной высоте и в заданном направлении.

1933 г. Первый полёт трёхместного самолёта-амфибии SEV-3

Конструктор Александр Николаевич Прокофьев-Северский сам поднял в воздух свое детище. Испытания показали отличные скоростные качества машины. 8 ноября 1927 года Северский получил американское подданство, а в следующем году ему было присвоено звание майора ВВС США (в запасе). Успешное развитие дел было нарушено тяжелейшим экономическим кризисом, разразившимся в США в конце 1920-х годов. Среди тысяч обанкротившихся предприятий оказалась и фирма Северского. В очередной раз всё пришлось начинать заново. К началу 1930-х годов он разработал проект самолёта-амфибии. Для реализации замысла собрал вокруг себя несколько единомышленников, и в феврале 1931 года в Лонг Айленде (штат Нью-Йорк) появилась новая самолётостроительная фирма Северский Айркрафт Корпорейшн. Александр стал одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем. Главным инженером был его соотечественник талантливый авиационный специалист Александр Михайлович Картвели. В конструкторскую группу входили также инженеры М.Грегор и М.Бондар. Собственного производства новоиспеченная фирма не имела, и Северский заключил договор на изготовление самолёта с расположенным по соседству авиационным предприятием. Трёхместный самолёт-амфибия, названный SEV-3, был готов к лету 1933 года. Эта подлинно новаторская машина представляла собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом с работающей обшивкой. В отличие от других металлических самолётов того времени гофрированную обшивку крыла покрыли сверху гладкими металлическими листами. Это, наряду с хорошо обтекаемым фюзеляжем овальной формы, позволило заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление. В результате по максимальной скорости амфибия, несмотря на большие подкрыльевые поплавки, не уступала самолётам с обычным колесным шасси.

1941 г. Первый выпуск 1-й Московской спецшколы ВВС, 132 человека

До 1955 г. — 2500 выпускников.

1942 г. Cвыше 100 фашистских самолётов совершили самую ожесточенную за всю войну бомбардировку Мурманска

1957 г. Заводской лётчик-испытатель Рафаил Иванович Капрэлян впервые осуществил полёт по кругу на вертолёте Ми-6 с двигателем ТВ-2ВМ

Вот выдержка из его отчета об этом полёте: «Перед отрывом от земли для висения машина как бы подсказывает лётчику момент отрыва. При увеличении мощности силовой установки вертолёт стремится перемещаться вперед — приходится удерживать ручкой на себя. С дальнейшим увеличением мощности машина уравновешивается без стремления вперед и этим даёт знать, что настал момент отрыва. При плавном взятии ручки «шаг-газ» на себя вертолёт плавно отрывается одновременно с трёх точек и уверенно висит с небольшим правым креном. При разгоне — тряска меньше, чем на Ми-4. При торможении — значительные вибрации передней части. Управление нормальное, несколько хуже в поперечном отношении. Во время первого полёта, который производился на высоте 200 м, с постоянным увеличением скорости до 120 км/ч: хорошая управляемость, летит плавно без вибраций, нос несколько поднят вверх (примерно 5°) и немного ухудшает обзор из кабины. Указатель скорости не был оттарирован и в строю с двумя Ми-1 показывал скорость на 20 км/ч меньше, чем на Ми-1, т. о. при первом полёте истинная скорость была 140 км/ч.»

1959 г. В Советском Союзе с с ракетного полигона Тюра-Там (с 1961 г. космодром Байконур) был осуществлён запуск ракеты-носителя «Восток-Л 8К72»/»Луна»/SL-3 с КА «Луна-2А»

Пятая попытка СССР попасть в Луну аппаратом серии «Е-1» закончилась аварией 2-й ступени РН на 153-й секунде полёта.

1960 г. Вышло постановление СМ СССР №640-261, поручавшее ОКБ С. В. Ильюшина разработку противолодочного самолёта Ил-38

1968 г. Первый полёт противолодочного самолёта Ту142, лётчик-испытатель Иван Корнеевич Ведерников

1979 г. Взлетел предсерийный прототип Т-8-3 (первая машина тбилисской сборки), лётчик-испытатель Юрий Алексеевич Егоров

1983 г. В США по программе STS-7 с космодрома Cape Canaveral запущен космический корабль Challenger с первым в мире экипажем из 5 человек

Он взлетел с астронавтами Робертом Криппеном, Джоном Фабианом, Фредериком Хауком, Норманом Тагардом и Салли Райд) на борту. Впервые женщина на борту американского корабля. В ходе полёта на орбиту выведены два спутника связи: индонезийский «Palapa-B1» и канадский «Anik-C2». Посадка корабля 24 июня 1983 года

2004 г. Самолёт Ан-225 «Мрия» доставил из Праги в Ташкент самый тяжелый груз в истории авиации — 247 т

Лётчик-испытатель 1 класса Моисеев Анатолий Захарович; 6 мировых рекордов. Это 4 трубоукладчика общей массой 241 т, а также погрузочное оборудование массой 6 т. для прокладки нефтепровода.