20 Июня
1924 г. В Москве было создано Общество изучения межпланетных сообщений — первое в мире объединение горячих приверженцев идей К. Э. Циолковского — энтузиастов ракетной техники и космических полетов
В последних числах мая 1924 года на улицах Москвы были расклеены афиши, которые привлекли внимание почти каждого прохожего. И неудивительно: первое, что бросалось в глаза на этой афише, были слова: «Межпланетные путешествия». Это было объявление о докладе М. Я. Лапирова-Скобло. После лекции М. Я. Лапирова-Скобло и была произведена запись в члены Общества. Записалось почти 200 человек. Сохранилась часть листов, на которых велась запись. Вот данные о 121 записавшемся: мужчин — 104, женщин — 17.
По возрасту они распределялись так:
Менее 20 лет — 22 человека
от 20 до 30 — 68
от 30 до 40 — 20
от 40 до 50 — 6
свыше 50 — 5
По роду занятий члены Общества были:
учащиеся (в большей части из высших учебных заведений) — 53 человека
служащие и рабочие — 43
научные работники — 14
литераторы — 6
ученые и изобретатели — 5
Вполне естественно, что больше половины записавшихся были молодыми людьми — рабочими, студентами и т. д. Именно молодые энтузиасты, поддержанные учеными — такими же энтузиастами, — и развернули работу в новом Обществе.
20 июня состоялось первое (организационное) собрание Общества, положившее начало его существованию. В переполненном до отказа небольшом зале астрономической обсерватории Московского отдела народного образования собралось около 200 человек, объединенных мыслью о достижении великой цели — межпланетных сообщениях. За столом президиума оживленно переговариваются друг с другом три стройных, подтянутых молодых человека в форме летчиков. Это В. П. Каперский, М. Г. Лейтейзен и М. А. Резунов.
В знак солидарности с открытиями К. Э. Циолковского, имеющими огромное значение, и отдавая дань его огромным заслугам, председатель предлагает избрать его почетным членом Общества. Предложение принимается с воодушевлением.
Основными направлениями деятельности общества должны стать: научно-исследовательская работа; объединение граждан СССР, «работающих в области изучения межпланетных сообщений или ведущих научную разработку относящихся к этой области вопросов», собирание сведений о ведущихся за границей исследованиях в данной области.
Кроме того, Общество ставит своей задачей заниматься распространением среди широких масс правильных сведений о современном состоянии всех аспектов вопроса, связанных с изучением межпланетных сообщений. Для этого Общество планирует организацию лекций, докладов, выставок, создание библиотек, выпуск популярной и научной литературы как оригинальной, так и переводной.
Приняв Устав, общее собрание избрало руководящий орган в составе семи человек: Ф. А. Цандера, М. Г. Лейтейзена, В. П. Каперского, М. А. Резунова, В. И. Чернова, М. Г. Серебренникова и Г. М. Крамарова. Председателем Общества избран Крамаров. В это же время открыт и книжный киоск Общества.
23 июня состоялось первое заседание правления. На нем были созданы секции: научно-исследовательская (реактивная) в составе А. Ф. Цандера, М. Г. Лейтейзена и М. А. Резунова, научно-популярная (в обязанность её членов входила организация докладов и лекций на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и т. д. — М. Г. Серебренников и Г. М. Крамаров) и литературная (она должна была заниматься изданием журнала Общества и разработкой сценария кинофильма о межпланетных полетах — В. П. Каперский и В. И. Чернов).
Распалось Общество в 1925 году.
1803 г. В саду Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге состоялся первый в России полет на воздушном шаре
В корзине находился известный французский воздухоплаватель Жак Гарнерен с супругой.
На лужайке солдаты держали за тросы огромный разрисованный шар, под которым был разведен огонь. Вокруг разместился цвет императорского двора. Александр I дал разрешение на этот полет Жаку Гарнерену, прибывшему из Франции с рекомендацией министра Талейрана. Несмотря на высокую плату (два рубля серебром), которую вносили зрители за право присутствовать при этом историческом событии, сад не смог вместить всех желающих. В полдень шар с французским воздухоплавателям благополучно взлетел, сопровождаемый восхищенным гулом толпы, и вскоре превратился в едва заметную точку. Зрители начали расходиться, на все лады обсуждая невиданное зрелище.
1911 г. Первый в России групповой полёт 5 самолётов с «перехватом» аэростата
1918 г. Вышел в свет первый номер журнала «Вестник воздушного флота»
1927 г. В Москве открылась первая международная выставка по космонавтике
1937 г. Триумфальный «прыжок» через Северный полюс завершён
После 63 часов изматывающего полёта самолёт АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер. Протяжённость перелёта составила 8582,96 км. Экипаж: Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр. Перелёт стартовал 18 июня.
1939 г. Первый в мире полёт самолёта с жидкостным ракетным двигателем — Хейнкель Не-176
Первоначально самолёт отличался необычно коротким, эллиптическим крылом и после продувок в аэродинамической трубе авиационного института и многочисленных доработок совершил свой первый полёт. Испытания закончились полным фиаско — крыло обладало такими плохими несущими свойствами, что маломощного двигателя R I-203 просто не хватало для того, чтобы оторваться от земли. В результате пришлось спроектировать новое крыло большего размаха. Его установили на He-176, который 20 июня 1939 г наконец-то оторвался от земли, совершив 50 секундный полёт. Хотя братья Гюнтер, проектируя He-176, рассчитывали на скорость порядка 1000 км/ч, реально самолёт смог развить до полной выработки топлива только 345 км/ч. Результаты с He-176 настолько разочаровали министерство авиации, что оно полностью утратило интерес к ракетному перехватчику.
1946 г. Михаил Васильевич Хруничев представил И.В. Сталину докладную записку «О рассмотрении предложения Михаила Клавдиевича Тихонравова и Николая Гавриловича Чернышёва о создании ракеты для полёта человека на высоту 100-150 километров», впоследствии проект стал известен, как «ВР-190»
1956 г. Первый полёт серийного реактивного гидросамолёта Бе-10
Бе-10 стал первым в мире серийным гидросамолётом с ТРД и стреловидным крылом. Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957-1960 гг., построено более 60 самолётов Бе-10. Летом 1961 года Бе-10 был впервые продемонстрирован широкой публике. Во время празднования Дня военно-морского флота над Невой пролетела строем «ромб» четвёрка реактивных летающих лодок. В августе-сентябре 1961 года лётчики-испытатели Андриевский Николай Иванович и Бурьянов Георгий Иванович на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза 14 962 м, с грузом 15 т — 11 997 м). Эти рекорды не побиты до сих пор. Самолёт был заявлен в документах FAI как М-10. Самолёты этого типа эксплуатировались до 1963 года. Их быстро сменили противолодочные амфибии Бе-12.
1956 г. Начало полётов U-2 над Восточной Европой
Руководитель проекта U-2, заместитель директора ЦРУ Ричард Бисселл провёл консультации с командованием ВВС США в Европе, после чего приступил к составлению плана полёта над Восточной Германией, Польшей и Чехословакией. Этому полёту дали кодовое обозначение «Задание 2003» и наметили его на 20 июня. В полёт оправился пилот ЦРУ Карл Оверстрит. Маршрут «Задания 2003» пролегал над Чехословакией, затем поворачивал на столицу Польши, Варшаву. Установленный на U-2 комплект камер А-2 работал нормально. Пролетев над Варшавой, Оверстрит повернул самолёт на запад, прошёл над Берлином и Потсдамом в Восточной Германии. Системы ПВО стран, над которыми пролетал Оверстрит, делали безуспешные попытки перехватить нарушителя, а Оверстрит, завершив успешный полёт, спокойно приземлился в Висбадене.Сразу после его посадки с трёх фотокамер сняли кассеты с плёнкой и отправили их в США на обработку. 22 июня плёнки доставили в отдел аэрофотосъёмки ЦРУ, где эксперты оценили качество сделанных снимков как «хорошее». Первый полёт над СССР состоялся 5 июля 1956 года. Эти полёты происходили безнаказанно до 1 мая 1960 года.
1961 г. Первый полёт корабельного вертолёта Ка-25
1970 г. Завершены Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (самолёт Су-15Т)
1977 г. Состоялся первый полёт Ту-22М3 («45-03»)
После выполнения программы лётно-доводочных испытаний с 1978-го он запускается в серийное производство. До 1983-го Ту-22М3 строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984-го в серии идёт только Ту-22М3. Всего на казанском КАПО построили 268 этих машин. Серийное производство было завершено в 1993-м. ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации типа. Ведутся работы по продлению срока службы до 35 лет. Таким образом, машина ещё долго будет составлять основу ударной мощи наших Дальней авиации и авиации ВМФ.
1986 г. В Жуковском состоялся 5-й полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002
2002 г. ГНПП «Базальт» сдана на вооружение высокоэффективная универсальная осколочно-фугасная авиабомба ОФАБ-500У.