Ноябрь

29 Ноября

Создана первая регулярная авиакомпания в России

29 ноября 1921 года в Москве было учреждено акционерное общество «Русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» для организации совместных перевозок пассажиров и грузов. В состав учредителей вошли Народный комиссариат внешней торговли РСФСР и немецкий консорциум, включавший общество воздушных сообщений «Аэро Унион», Hamburg-Amerika-Linie и Zeppelin-Concern. Это партнёрство – один из редких примеров развития ранней советской гражданской авиации с использованием немецкого опыта и техники.

Основной капитал общества составил пять миллионов немецких марок, внесённых поровну советской и германской сторонами. Все текущие расходы по эксплуатации авиалинии ложились на Советскую Россию. 1 мая 1922 года на первом авиамаршруте Москва — Смоленск — Ковно — Кёнигсберг начались регулярные перевозки почты и пассажиров.

Для выполнения полётов использовались десять самолётов Fokker F.III пассажировместимостью шесть человек и грузоподъёмностью 450 кг. Выбор данной модели был обусловлен её техническими характеристиками и доступностью. Чтобы обеспечить возможность наземной поддержки и упростить навигацию, маршрут воздушной трассы проходил вдоль железных дорог в воздушном пространстве Латвии и Литвы.

Полёты выполняли смешанные экипажи. Советские лётчики летели на участке от Москвы до Смоленска, после чего управление самолётами передавалось немецким пилотам. Изначально воздушные суда перевозили исключительно почту государственных органов РСФСР. В июле 1922 года был сделан шаг к коммерциализации авиасообщения, когда была введена система оплаты перевозок специальными марками.

Первоначально в 1922 году самолёты летали два раза в неделю, в 2023-м – три раза, а в 1924 году расписание полётов предусматривало уже шесть рейсов еженедельно. До 1925 года полёты в зимнее время не выполнялись, навигация открывалась 1 мая и завершалась 1 ноября. Перелёт из Москвы в Кёнигсберг в 1925 году занимал 8,5 часов и стоил для одного пассажира 320 рейхсмарок или 76 долларов США.

Услугами авиакомпании «Дерулюфт» пользовался русский поэт Сергей Есенин 10 мая 1922 года вместе с Айседорой Дункан он летел из Москвы в Кёнигсберг. Также в 1923 и 1925 годах пассажиром «Дерулюфта» был советский поэт Владимир Маяковский.

В 1925-1927 годах на маршруте имелась ещё одна дополнительная посадка в Риге, но в 1928 году вернулись к первоначальному маршруту. С 1933 года вместо Смоленска промежуточная посадка стала производится в Великих Луках. В 1925 году маршрут был расширен до Берлина, а начавшиеся в 1926 году ночные рейсы, сократили время перелёта по маршруту. В конце 1920-х годов компания начала использовать на авиалинии Москва — Великие Луки — Ковно — Кёнигсберг — Берлин самолёты Dornier Merkur.

В 1928 году открылась ещё одна линия: Ленинград — Таллин — Рига, на которой применялись самолёты Junkers F 13. В 1930 году этот маршрут был продлён до Кёнигсберга и в 1933 – до Берлина. В 1930-е годы «Дерулюфт» пополнил свой парк самолётами Rohrbach Roland, АНТ-9 и Junkers Ju 52. В 1935 году перелёт из Москвы в Берлин занимал 10 часов и стоил 160 немецких марок или 74 рубля, а рейс Лениград — Берлин – 9,5 часов и 140 рейхсмарок или 65 рублей. В 1936 году советско-германский концессионный договор был расторгнут, и на следующий год компания «Дерулюфт» прекратила свою деятельность.

1910 г. Первый в России дальний междугородный перелёт Елисаветполь (Гянджа, Азербайджан) — Тифлис

«Блерио» Александра Алексеевича Васильева прошёл 204 км на высоте 1500 м за 1 час 50 мин. Его машина была первым самолётом, который увидели в небе Грузии. «Тифлисский листок» сообщал на своих страницах, что, узнав об этом перелёте Васильева, сам Блерио прислал ему восторженную телеграмму.

Поздравив с успехом, Блерио сообщал, что дарит Васильеву самую последнюю модель своего самолёта.

1938 г. Перелёт Джонни Джонса ИЗ Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на лёгком самолёте Aeronca 50 Chief

За 30 часов 47 минут покрыто расстояние в 4484 км.

Самолёт был разработан на основе Aeronca K Scout в качестве модернизации серии К. Однако к 1938 году конкурентная ситуация на рынке самолётов экономкласса изменилась, и Aeronca не могла конкурировать по цене с Piper J-3 Cub от Piper Aircraft.

Вывод самолётов 50 серии на рынок по цене, вдвое большей, чем у Piper, мог закончиться полным провалом. В качестве рекламной акции, показывающей надёжность новой машины, лётчик Джонни Джонс преодолел на самолёте Aeronca 50C Chief расстояние в 4484 км между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком за 30 часов 47 минут с 29 по 30 ноября 1938 года. Средняя скорость в полёте составила 145 км/ч.

В 1938 году самолёты продавались по цене от 1795 долларов. Несмотря на достаточно высокую стоимость самолёт своим комфортом и лётными характеристиками пришёлся по вкусу покупателям и пользовался устойчивым спросом. В 1939 году цена снизилась до 1695 долларов.

В 1939 году Aeronca модернизировала самолёт, дав ему новое имя — Aeronca 65 Super Chief. Основным новшеством был более сильный мотор. В 1940 году выпуск самолётов 50 серии с 50-сильными моторами был прекращён.

В настоящее время в рабочем состоянии остаются не более десятка машин.

1938 г. Создаются курсы специальных служб морской авиации

11 мая 1940 года были преобразованы в Военно-морское авиационное училище. Местом базирования нового училища был определён город Сортавала Карельской АССР. Основные вехи в истории училища. 7 мая 1947 года — училищу было учреждено Красное Знамя. Дата подписания указа стала ежегодным праздником училища. В мае 1952 года — принято решение о передислокации училища в Ригу. В сентябре 1957 года — училище из состава военно-морских учебных заведений было передано в состав учебных заведений Военно-Воздушных Сил и переименовано в Военное авиационное радиотехническое училище. В июне 1967 года — училище начинает функционировать как высшее военно-учебное заведение ВВС. Были созданы три факультета: по подготовке инженеров-механиков, инженеров-электриков и инженеров по радиотехнике. Училище стало называться РВВАИУ имени Я.Алксниса. 1972 год — первый выпуск инженеров ВВС. Всего было выпущено более 10 тысяч военных авиационных инженеров для всех видов Вооруженных сил. В 1991 году — последний набор без выпуска. В 1993 году — расформирование училища.

1940 г. Первый полёт на самолёте Су-2

Самолёт имел бомбовую нагрузку 1000 кг., сильное стрелковое вооружение (шесть пулемётов). С 1940 г. АНТ-51 стали выпускать серийно под обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик первый), а вскоре ему присвоили наименование Су-2. От опытных самолётов серийные отличались только конструкцией фюзеляжа, который вместо цельнометаллического стал деревянным. В период Великой Отечественной войны подразделения Су-2 действовали на самых разных участках фронта. Последние серии самолёта оснащались более мощными моторами М-82 (в этом варианте самолёт имел обозначение Су-4). В 1942 г. производство Су-2 прекратили. Всего было построено 877 самолётов Су-2 и Су-4.

1945 г. Проведена первая в мире спасательная операция с участием вертолёта

У берегов Коннектикута сильный шторм посадил на мель нефтяную баржу. Двух человек смыло в воду. Самостоятельно поднять их на борт команда не смогла. Тогда на помощь пришёл экипаж вертолёта, который вытащил из бушующего океана пострадавших

1961 г. Запущен искусственный спутник земли с обезьянкой-астронавтом

В США с мыса Канаверал (штат Флорида) ракетой-носителем «Атлас» был запущен искусственный спутник Земли «Меркурий 5» массой 1,3 тонны с обезьянкой-астронавтом – пятилетним шимпанзе полуметрового роста по имени Енос (на иврите «смертный человек»).

Приобретенный Американским космическим агентством в мае 1960-го и отобранный для орбитального путешествия, Энос прошел обучение и интенсивные тренировки для космического полета в Университете штата Кентукки и базе ВВС США Холлман (Holloman). Общая продолжительность тренировок составила более 1250 часов. В процесс обучения Эноса включались психомоторный тренинг и полёты на самолётах.

Первый виток вокруг Земли корабль совершил за 1 час и 28,5 минут. Планировались три витка, однако, корабль не вышел на расчётную орбиту, поэтому было принято решение вернуть корабль на Землю на втором витке.

Спускаемая капсула приводнилась в 410 километрах к юго-востоку от Бермудских островов. По сообщениям наблюдателей, после приводнения через 75 минут Энос был поднят на борт миноносца «Стормс», где он прыгал и бегал от радости по палубе и пожимал руки спасателям. Полёт Эноса был репетицией первого орбитального полёта американского астронавта.

Успех «миссии» Еноса позволил осуществить первый американский пилотируемый орбитальный полет Джона Гленна –  20 февраля 1962 года  – спустя 10 месяцев после Юрия Гагарина.

1996 г. Первый полёт самолёта-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ

Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции Петра Алексеевича Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1 (модификация НК-32 стратегического бомбардировщика Ту-160). Установили новые мотогондолы с доработанными воздухозаборниками, провели усиление крыла, доработали топливную и другие системы. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения лётной годности самолёта на нём установлена новая система регистрации данных «Дамьен». Самолёт буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя.

2017 г. В КНДР испытана баллистическая ракета Хвасон-15

Вооруженные силы Северной Кореи, в 3 часа 17 минут 29 ноября 2017 года из района Пхенсона, в провинции Южная Пхенхана, осуществили запуск баллистической ракеты. По предварительным данным, она поднялась на высоту около 4 500 метров и упала примерно в 960 километрах от места старта. По оценкам многих специалистов, эта ракета может поражать всю территорию США.

Лидер КНДР Ким Чен Ын лично присутствовал при ночном испытании баллистической ракеты, согласно официальному заявлению, переданному в среду днем в эфире центрального северокорейского телевидения. «Лично наблюдая за успешным испытанием МБР «Хвасон-15», товарищ Ким Чен Ын дал ему высокую оценку, сказав, что сегодня достигнут исторический успех в завершении ядерного вооружения государства», — говорится в заявлении.

Полет выпущенной баллистической ракеты продолжался 53 минуты, она упала в исключительной экономической зоне Японии в 250 километрах от префектуры Аомори. Ракета не нанесла ущерба морским и воздушным судам. Согласно предварительному анализу военных США, Японии и Южной Кореи, испытанная в среду ракета превосходит по своим характеристикам все предыдущие.

По инициативе трех стран в Нью-Йорке созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН. Южная Корея в ответ на новый ракетный пуск провела ракетные испытания на суше, в море и в воздухе.

Еще до заявления КНДР военные эксперты Японии и США также склонялись к тому, что ракета является межконтинентальной, способна преодолеть расстояние в 13 тысяч километров и достичь Вашингтона. «Хвасон-15», так же как и ее более ранняя модификация МБР «Хвасон-147, опробованная в июле, была выпущена по навесной траектории — вертикально под изначально заданным большим углом для того, чтобы сократить дальность полета в горизонтальной плоскости. В июле были испытаны две ракеты «Хвасон-14».

Пуск «Хвасон-15» прервал молчание КНДР, длившееся два с половиной месяца с 15 сентября, когда была испытана ракета средней дальности «Хвасон-12». Она, так же как и еще одна ракета этой же модификации, выпущенная 29 августа, перелетела через территорию Японии.