Этот день в истории

4 Декабря

2018 г. Подведены итоги голосования присвоения имен великих соотечественников аэропортам России

В Общественной палате, 4 декабря 2018 года состоялось итоговое заседание экспертного совета конкурса «Великие имена России», на котором подвели итоги финального общенационального голосования. Россияне выбрали имена великих соотечественников для 42 аэропортов страны.

С идеей присвоения имен великих людей аэропортам страны выступили Русское географическое общество, Российское историческое общество, Общество русской словесности и Российское военно-историческое общество. Координирует эту работу Общественная палата. Совокупный пассажиропоток аэропортов, названия которых дополнят имена знаменитых соотечественников, превышает 170 миллионов человек.

Согласно результатам голосования, московский аэропорт Шереметьево будет называться в честь поэта Александра Пушкина, а аэропорт Домодедово — в честь ученого Михаила Ломоносова. Также в честь Петра I будет переименован аэропорт Воронежа, калининградский аэропорт будет назван именем императрицы Елизаветы Петровны, аэропорт Краснодара будет носить имя Екатерины II Великой. В Мурманске аэропорту будет присвоено имя императора Николая II.

Кроме того, воздушные ворота Казани получат имя татарского народного поэта Габдуллы Тукая. Именем поэта еще одного поэта, Мустая Карима, будет назван аэропорт Уфы. Аэропорт Симферополя будет назван именем художника Ивана Айвазовского. В Магадане победу одержало имя артиста Владимира Высоцкого, а имя прославленного певца Дмитрия Хворостовского будет увековечено в названии аэропорта Красноярска.

Вторые туры конкурса по присвоению российским аэропортам в рамках проекта «Великие имена России» пройдут в нескольких регионах с 10 до 21 декабря. Согласно представленным данным, дополнительные имена трех аэропортов определятся после второго этапа голосования.

Так, имена адмирала Николая Кузнецова, писателя Федора Абрамова и исследователя Ивана Папанина будут предложены во втором туре голосования для аэропорта Архангельска. В Нижневартовске имя для аэропорта будут выбирать среди кандидатур военного летчика Николая Архангельского, государственного деятеля Александра Филипенко и нефтяника Виктора Муравленко. А Санкт-Петербург будет выбирать из имен полководца Александра Невского, писателя Федора Достоевского и композитора

1639 г. Впервые наблюдалось прохождение Венеры по солнечному диску

Английский астроном Джереми Хоррокс уточнил расчеты орбиты Венеры, выполненные Кеплером, и заключил, что прохождения должны наблюдаться «парами» через 8 лет. Это позволило ему провести первое наблюдение этого явления с научными целями 4 декабря 1639 года, из своего дома в Мач Хул, близ Престона в Англии.

С помощью простого телескопа Хоррокс спроецировал солнечный диск на доску, где можно было безопасно видеть все, что требовалось. Хотя он не был уверен относительно точного времени начала, расчеты показывали, что прохождене начнется примерно в 15:00. Проведя в ожидании почти весь день, он наконец увидел его в 15:15, сразу, как облака, закрывающие Солнце, рассеялись, и как раз за полчаса до захода Солнца.

Его друг, Уильям Крабтри, наблюдал это же прохождение из Солфорда, близ Манчестера. Результаты наблюдений позволили Хорроксу оценить расстояние от Земли до Солнца в 95,6 миллионов километров. Это составляет 0,639 от современного значения в 149,6 миллионов километров, но это была самая верная оценка из данных ранее. Исследования Хоррокса, однако, были опубликованы лишь в 1661 году, уже после его смерти.

Продолжительность прохождения обычно составляет несколько часов. В то же время, это одно из самых редких предсказуемых астрономических явлений. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два в декабре, затем промежуток в 121,5 года, еще два в июне и промежуток в 105,5 года. Последние декабрьские прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года, а июньские 8 июня 2004 года и 6 июня 2012 года. Последующие прохождения произойдут в 2117 и 2125 годах, опять в декабре.

Это явление можно безопасно наблюдать, принимая те же меры предосторожности, что и при частном солнечном затмении. Наблюдение яркого солнечного диска без защиты глаз может серьезно или даже полностью повредить сетчатку глаза.

Прохождение Венеры по диску Солнца — разновидность астрономического прохождения, — имеет место тогда, когда планета Венера находится точно между Солнцем и Землей, закрывая собой крошечную часть солнечного диска. При этом планета выглядит с Земли как маленькое черное пятнышко, перемещающееся по Солнцу.

Прохождения схожи с солнечными затмениями, когда наша звезда закрывается Луной, но хотя диаметр Венеры почти в 4 раза больше, чем у Луны, во время прохождения она выглядит примерно в 30 раз меньше Солнца, так как находится значительно дальше от Земли, чем Луна. До наступления эпохи покорения космоса наблюдения этого явления позволили астрономам вычислить расстояние от Земли до Солнца методом параллакса.

1894 г. Экипаж немецкого ученого Берсона поднялся на воздушном шаре Phoenix на высоту 9155 метров

Это было наивысшее достижение XIX века.

А. Берсон проявлял особый интерес к высотным исследованиям атмосферы Земли и был пионером в области аэрологии. Интересовался использованием горячего воздуха в воздушных шарах.

4 декабря 1894 года на борту воздушного шара с использованием водорода — «Феникс», учёный поднялся на рекордную высоту 9 155 м. За это Берсон получил прозвище «самый высокий человек».

1958 г. Первый полёт турбореактивного пассажирского самолёта Baade 152

Стал первым реактивным авиалайнером, созданным в Германии (а точнее — в ГДР). Главный конструктор проекта Брунольф Бааде после поражения Германии во Второй мировой войне был вывезен в СССР, где работал в ОКБ-1 над проектами реактивных бомбардировщиков. Именно на базе бомбардировщика «150», не пошедшего в серию, в 1952 году по просьбе правительства ГДР начали разработку реактивного пассажирского самолёта средней дальности — будущего Baade / VEB 152. Несмотря на успешные испытательные полёты и перспективность, авиалайнер «152» не был запущен в серию. Правительство ГДР посчитало, что экономически выгоднее использовать и строить советские самолёты. В 1961 году проект окончательно свернули. Всего успели построить 3 прототипа Baade 152.

1990 г. Завершен кругосветный полет самолета Ан-124 «Руслан» через 2 полюса Земли с тремя посадками

Маршрут (50005 км) преодолен за 72 часа 16 минут 15 секунд. В процессе полета установлено 7 мировых рекордов.

В 1990 году у группы летчиков возникла смелая идея – совершить полет на самолете «Руслан» вокруг Земли за максимально короткое время. Предполагаемый маршрут пролегал через Южный и Северный полюсы вдали от популярных авиатрасс, через четыре океана и пустынную Антарктиду.

Разрешение на полет было получено, и 1 декабря из аэропорта Мельбурна вылетел Ан-124 с двумя экипажами на борту. Руководил операцией генерал-лейтенант Лев Козлов. Экипажи меняли друг друга в полете каждые 8 часов. Перелет общей протяженностью более 50 тысяч километров с посадками на дозаправку занял 72 ч 16 мин. За эту «кругосветку» было установлено 7 мировых рекордов и 10 всесоюзных, а уникальный полёт занесён в «Книгу рекордов Гиннесса». Все члены экспедиции получили высокие государственные награды, а старший командир Козлов награждён Орденом Ленина.

2010 г. Аварийная посадка Ту-154 в Москве

В московском аэропорту «Домодедово», 4 декабря 2010 года совершил экстренную посадку и выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы авиалайнер Ту-154М авиакомпании South East Airlines. Самолет совершал полет по маршруту Москва – Махачкала, из-за ошибок экипажа и сбоя в работе топливной системы, явившегося результатом непреднамеренного выключения двигателей №1 и №3. Во время приземления самолет выкатился за пределы полосы и разрушился, из находившихся на его борту 171 человека погибли 2, еще 83 получили ранения.

Рейс вылетел из московского аэропорта «Внуково» в 14:08 и взял курс на Махачкалу. В период с 14:14 до 14:17 в наборе высоты бортинженер производил перекачку авиатоплива. В процессе перекачки на высоте около 5 800 метров начала проявляться нестабильность в системе подачи топлива к двигателям №1 и 3. В 14:20 командир принял решение уменьшить режим работы двигателей и остаться на занимаемом эшелоне 9 100 метров, о чем экипаж доложил в службу движения. Экипаж принял решение вернуться в аэропорт Внуково. В 14:22 экипаж доложил диспетчеру об отказе двигателей № 1 и 3 и без оценки обстановки отключил их.

По предложению диспетчера самолет был направлен на вынужденную посадку в ближайший аэропорт — Домодедово. В процессе снижения штурман по сути самовольно доложил о том, что третий двигатель тоже отключился, что создало у авиадиспетчеров мнение об отказе всех двигателей и о том, что самолет планирует за счет аэродинамического качества.

В 14:23 штурман самостоятельно доложил диспетчеру, что курсовая система и генераторы не работают. В то же время, курсовая система самолета продолжала работать нормально, а отказ генераторов длился 2 минуты 23 секунды. В 14:28, после снижения ниже 3 000 метров, экипаж запустил вспомогательную силовую установку.

В сложных метеоусловиях авиалайнер произвел жесткую посадку в 88 метрах правее взлетной полосы и за 350 метров до ее конца, пересек ее и выкатился на левую боковую полосу безопасности, столкнулся с неровностью рельефа и разрушился — фюзеляж разрушился на две части. Носовая часть была значительно повреждена, хвостовое оперение оторвалось.

Лайнер остановился в 1 175 метрах от места первого касания земли, в 63 метрах левее продолженной оси полосы и в 9 метрах от железобетонного забора внешнего ограждения аэропорта Домодедово. Пожара на месте катастрофы не возникло.

Эвакуация длилась 58 минут, выход пассажиров из самолета затруднялся несработавшими аварийными трапами, что, по мнению комиссии, было вызвано недостаточным уровнем аварийно-спасательной подготовки бортпроводников по их использованию. По факту катастрофы следственным комитетом при прокуратуре России было возбуждено уголовное дело.

В качестве предварительных версий выдвигались: ошибки экипажа, техническая неисправность самолета и некачественное авиатопливо. Проведенная Росавиацией проверка деятельности авиакомпании South East Airlines стала одним из факторов, повлиявших на лишение авиакомпании в декабре 2011 года права заниматься воздушными перевозками.