Игорь Демянчук
«Всё мечтают быть пилотами. Но работа техника мне кажется намного интересней»
Игорь, как и когда вы заинтересовались авиацией?
Авиацией заинтересовался, ещё когда учился в школе. Мама служила на военном космодроме, куда и сводила меня. Там впервые я поднялся в воздух на самолёте Ан-12. Так сказать, прошёл боевое крещение. (Улыбается.)
После девятого класса вы поступили в Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации на техническую эксплуатацию электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов. Почему решили получать именно такое образование? Работа пилота не была столь заманчива?
Всё мечтают быть пилотами. Но работа техника, инженера мне кажется намного интересней. Более 70 систем в работе, и в каждой тебе надо разбираться. Техник — тот же врач, и «болезни» у самолёта всегда разные. Научиться разбираться, диагностировать и устранять неисправности мне показалось намного увлекательнее.
Какими запомнились студенческие годы? Тяжело ли было учиться на отлично?
Учиться на отлично было нетрудно. Всё благодаря грамотному педагогическому составу. Достаточно было выполнять задания, которые дают, учить тот материал, который спросят, и проблем нет. Сами курсантские годы, наверное, один из самых ярких моментов в жизни.
Ещё студентом вы стали здесь же преподавать. Как к этому отнеслись однокурсники?
На четвёртом курсе я всерьёз заинтересовался программой поддержки молодых специалистов, будущих преподавателей колледжа. Меня взяли на должность лаборанта, где я уже подготавливал конспекты будущих лекций. Однокурсники отнеслись хорошо, одного, Руслана Тайсумова, я даже затащил с собой в колледж. Сидели за одной партой. Теперь вместе работаем. (Улыбается.)
Какие задачи, как у преподавателя, стоят перед вами? Чему обучаете студентов сегодня?
Задач у преподавателя две: учить и постоянно учиться самому. Но, признаюсь, это очень интересно и мозги не киснут. Ты постоянно учишься чему-то новому у своих коллег, старших по возрасту, получаешь навыки в авиапредприятиях страны. Сейчас преподаю специальные предметы, такие как электрооборудование воздушных судов, цифровые технологии, приборное оборудование.
Наверняка, получать такую серьёзную специальность непросто. Как мотивировать студентов освоить её?
Да, непросто. Большинство наших курсантов — продолжатели рода авиаторов. Да, есть и новички, но у всех горят глаза. Здесь нет случайных людей. Это, как правило, осознанный выбор учебного заведения. Стать ближе к самолёту — самая главная мотивация!
Не только в бортпроводники, но и в пилоты тянутся девушки, причём некоторые становятся капитанами воздушного судна. А можно ли их увидеть среди техников?
Девушки не хуже парней осваивают самолёт. Честно, в некоторых случаях даже лучше. (Улыбается.) Девушки работают на предприятиях отрасли очень даже успешно. Одна выпускница окончила колледж с красным дипломом, стала военным пилотом!
Недавно вы выпустили 23 специалиста по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей. Жаль было расставаться с курсом?
За четыре года работы на твоих глазах школьники становятся полноценными личностями, которые способны создать семью, заработать деньги, одним словом, начать взрослую жизнь. Классный руководитель — это не просто один из педагогов, это и мама, и папа в колледже. Всё проблемы — и личные, и учебные — мы решали вместе. Стали дружным коллективом.
Куда трудоустраиваются ваши выпускники?
Наши выпускники работают в авиакомпаниях по всему миру. И это без преувеличения. Некоторые компании на 60-70% состоят из наших выпускников. Мы гордимся этим и делаем всё, чтобы поддерживать такой большой спрос на наших ребят.
Теперь уже с коллегами вы поддерживаете связь, готовы всё также поделиться советом, а может, и помощи попросить?
А так и есть. Ребята могут написать, спросить, как можно устранить ту или иную неисправность. И мы вместе пытаемся решить эту задачку. А иногда, читая очередную лекцию, задаёшься вопросом: а как это на практике? Позвонишь выпускнику, он расскажет, поможет. Контакт постоянный.
Специалисты по технической эксплуатации несут такую же ответственность за безопасность полёта, как и пилоты?
Я бы сказал, даже большую. Пилот несёт ответственность за безопасную эксплуатацию судна в полёте, техники и инженеры — за исправность самолёта. В небе не остановишься посмотреть, что там у тебя сломалось. Поэтому техник должен быть уверен в правильности выполняемой им работы и, конечно, несёт персональную ответственность за каждый прикрученный им винт.
А когда летаете как пассажир, вам спокойно или тревожно на борту?
Есть один анекдот. В самолёте объявили, что его обслуживают вчерашние выпускники. Всё люди выбежали, а один человек остался. Когда его спросили, почему, он сказал, что преподавал у них, поэтому точно знает, что самолёт даже не взлетит. На самом деле мне спокойно, в воздух никогда не поднимается неисправный самолёт. Да и в специалистах, которых учил, я уверен!
У вас есть юбилейная медаль и юбилейный знак по случаю 90-летия, а затем и 100-летия гражданской авиации в России. Что эти награды значат для вас?
Юбилейные медали — это своего рода признание твоих заслуг. Это всегда приятно и является стимулом для дальнейшей продуктивной работы.
Вы волонтёр многочисленных мероприятий, от муниципальных до федеральных. А есть ли среди них связанные с авиацией?
Конечно! Был волонтёром на МАКС-2017. Незабываемый опыт в команде лучших! Да и с посетителями было интересно общаться, когда знаешь, что можешь много интересного им рассказать.
Какие перспективы для специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей вы видите?
Перспективы на самом деле огромные. В связи с попаданием отрасли под санкции и развитием отечественного авиастроения, расширяется парк воздушных судов, а значит и технического персонала надо больше. Так что, думаю, наши выпускники без работы не останутся.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.