Иван Синявин
«Авиасимуляторы — это ступенька, шагнув на которую, многие реальные пилоты и лётчики реализовали себя»
Иван, расскажите, когда и как вы познакомились с авиасимуляторами?
В 1998 году я приобрёл первый компьютер. И понеслось… Помимо знакомства с разными полезными программами, которые мне были необходимы для работы, я, как и все возрастные «мальчишки», увлекался компьютерными играми. Именно тогда понял, что бродилки с аркадами бесконечные и все как под копирку, стрелялки совершенно неинтересны как таковые. Нравилась именно виртуальная симуляция реальности. А ведь мои инженерные программы тоже были неким виртуальным взглядом в будущее.
В играх я развивался, строя города и вселенные, гонял на гоночных машинах, улучшая свои навыки, барражировал под водой, управляя и выполняя миссии на подводных лодках разных типов и времён. Короче говоря, творил и развивался в параллельной Вселенной, где можно было визуально спроецировать и увидеть то, чего нет в помине. Следовательно, постоянно стимулировать мышление, совершенствовать себя, мотивировать на создание нового.
Виртуальный мир совершенно необходим современным инженерам. Находясь в виртуале и занимаясь творчеством там, в дальнейшем возникшие идеи, наработанные навыки я проецировал на свои проекты в реальности. Именно в тот период появились неплохие по тем временам авиасимуляторы. В 1999-м у меня появился симулятор Novalogic F-22 Lightning 3, а чуть позднее — первый выпуск авиационного симулятора «Ил-2 Штурмовик». Уже на F22 я понял, что управлять виртуальным самолётом с клавиатурой и мышкой как-то неправильно. Был приобретен первый джойстик. Но то были ещё игрушки,а хотелось именно познать пилотирование самолётом, как бы это делал реальный лётчик. В 2002 году мне улыбнулось «полетать» в симуляторе, разработанном корпорацией Microsoft, — Microsoft Flight Simulator 2002. Вот это и было моим знакомством с авиационным симулятором гражданской авиации. Передо мною открылся громадный мир!
Авиасимуляторы помогают изучать нюансы пилотирования воздушных судов. Сложно или легко это давалось вам без педагога?
Совершенно с вами согласен. Авиационные симуляторы помогают не только изучать нюансы пилотирования, хотя данное определение, скорее всего, подходит уже для реальных лётчиков. Там, да, уже есть дипломированный специалист, пилотирующий реальный самолёт. И есть симулятор (тренажёр), на котором можно отработать те или иные нюансы, которые в реальной жизни и в реальных полётах могут не произойти за всю карьеру пилота. Но могут ведь и произойти! И для этого, дабы правильно отреагировать на тот или иной нюанс, симулятор (тренажёр) как раз самое то!
Насколько это сложно и как это — быть без педагога? Тут всё просто. Главный мотиватор — это, прежде всего, желание и интерес заниматься. Если это есть, то никаких других мотиваций не нужно. А педагоги? Нас, симмеров, очень много. Это как коллективный разум! Друг другу помогаем. Поддержка большая. А также есть пилоты и лётчики, диспетчеры, авиатехники, конструкторы. Они помогают, разъясняют. Очень много методической литературы, которую через себя пропускают симмеры. Авиасимуляторы — это ступенька, шагнув на которую, многие реальные пилоты и лётчики реализовали себя.
Техника уже в нулевых активно развивалась, появлялись новые симуляторы. Какие вам понравились, а какие отложили до лучших времён?
Да, технологии даже не просто летят вперёд. Собрав себе очередной компьютер под симулятор, радуешься тому, что собрал само совершенство! А через полгода выходит новый симулятор, и всё твоё «совершенство» превращается в старый хлам.
Симуляторы, на которых я останавливался, — это всё симуляторы от корпорации Microsoft, а именно Microsoft Flight Simulator (кроме последнего — Msfs2020). Симулятор от Lockheed Martin, Prepar 3D. Xplane от компании Laminar Research. Кстати, для справки: именно эти симуляторы применяются для визуализации на настоящих тренажёрах, на которых реальные пилоты учатся, а затем оттачивают свои профессиональные навыки.
До лучших времен отложил MSFS2020 и XPlane12, так как конфигурация моего компьютера не позволяет «летать и пилотировать» на этих симуляторах.
Наверняка, у вас были запоминающиеся рейсы. Чем они оказались интересны?
Да, такие были, но давно. Был рейс на Boeing 737-200 ADV из новозеландского аэропорта Christchurch (Крайстчерч) в Queenstown (Квинстаун). «Летал» тогда за виртуальную авиакомпанию Air New Zealend. При взлете из Крайстчерча в наборе полностью вышла из строя гидравлика. Самолёт оказался почти неуправляем. Но оставались двигатели. Используя разнотяг двигателей, сумел развернуть самолёт, зайти на посадочную прямую и также уменьшением и увеличением тяги двигателей совершить благополучное приземление в аэропорту вылета. Это самый яркий случай. Ещё один случай — перегонный полёт на Як40, когда уже на заходе поочерёдно отключились двигатели и пришлось сажать самолёт в режиме планера. А так любопытен каждый полёт, так как нет ни одного одинакового рейса. В этом и есть интерес авиасимулятора.
Пилоты и бортпроводники усердно учат английский. А насколько он необходим для пилотирования виртуальных судов?
Особенно на этом не акцентируюсь. Симулятор — это всё же не рабочий момент, а отдых. Английский язык на уровне общения пилота с диспетчером я не использую, только перевожу технические тексты. И то сейчас обленился совсем и пользуюсь переводчиком на компьютере. А так тех, кто, например, использует симулятор как ту самую ступеньку в профессиональное небо, я слышу в online-сети Ivao и Vatsim. Это онлайн-сервисы, предназначенные для полной реализации полётов на гражданских воздушных судах на уровне реального полёта. А молодым советую не лениться, как я, а усердно заниматься английским. Очень пригодится в жизни.
Есть авиалюбители, которые обустраивают у себя дома даже кабины пилотов. У вас такое желание было?
Да, таким любителем виртуальной авиации являюсь и я. У меня создано некое подобие кокпита самолёта. Большие мониторы, как лобовые стёкла кабины, мониторы поменьше — под приборные панели, маленький монитор и нетбук, плюс смартфон под выведение справочной информации. И, конечно, штурвал, педали и руды. Именно так мой последний компьютер и задумывался —как виртуальная кабина. Кстати, мой друг из Анадыря Валерий Карпенко у себя дома построил почти полный кокпит пассажирского авиалайнера Boeing 737-800 Ng. И не только построил, но и заинтересовал и собрал вокруг себя мальчишек и девчонок своего маленького посёлка Угольные Копи, объединив их в Клуб юных авиаторов. У всех юных пилотов и пилотесс даже лётная форма есть!
В виртуальном режиме вы уверенно пилотируете два десятка воздушных судов. А если бы вам предложили занять место в кабине пилота и попробовать поднять в воздух настоящий самолёт, согласились бы?
Положа руку на сердце, думаю, что нет. Не смог бы. Повторюсь, симулятор, если его использовать как дополнение к реальным полётам — замечательная вещь. Но встать из-за штурвала симулятора и сесть в кресло пилота настоящего самолёта, надеясь на то, что сможешь его пилотировать — нет! Абсолютно нет! Знать в теории и пилотировать в своё удовольствие — вот предел симулятора. Нет ощущения, когда у тебя земля уходит из-под пятой точки. Нет реальных ощущений на органах управления. Нет ощущения, что ты управляешь громадным, имеющим массу и вес, настоящим самолётом. А так как в симуляторе «летаешь», как правило, в одиночку, то нет моторного навыка даже в общении с членами экипажа, диспетчерским контролем, техниками. И ещё многого, многого нет, поскольку это отсутствует в симуляторе. От симулятора можно оттолкнуться и пойти учиться туда, где готовят лётный состав. Но уйти от симулятора, минуя профильное обучение — это глупость, натуральная и смешная.
В качестве пассажира вы нередко летаете на самолётах. Расскажите о самых удивительных рейсах.
Да, летаю, увы, не так часто, как хотелось бы. И могу честно сказать, что удивительных рейсов у меня не было. Не приведи Господь! (Смеется.) Были обычные рейсы, когда я наслаждался в кресле пассажира всеми этапами полёта, прислушиваясь к каждому звуку и отмечая про себя, что каждый из этих звуков тебе знаком и ты знаешь, что эти звуки значат. Был рейс у меня в детстве на самолёте Ан-2. Там капитан воздушного судна уступил мне место в кресле прямо в полёте, и я смог сделать пару манипуляций штурвалом в воздухе. Ух! Аж дух захватило!
Интересно и то, что ваш папа был проектировщиком и пилотом самолетов сверхлёгкой авиации. Вы помогали отцу или только наблюдали за тем, что и как он делает?
Да, мой папа проектировал, строил и пилотировал свои самолёты. В СССР это не приветствовалось. Для меня это было обыденностью. И как для каждого ребёнка, обыденность не особо меня интересовала. Ну сидит папа, ну чертит. Потом вечерами напролёт, в выходные и отпуска где-то пропадает. В принципе, меня это никак не касалось. Увы. Пробило меня на авиацию после 2000 года. И то происходило это постепенно. Тогда меня не привлекали самолёты, я очень интересовался яхтами. Проектировал и строил яхты, ходил под парусами, в походы, участвовал во Всесоюзных парусных регатах. Любил и люблю читать книги о путешествиях под парусами на яхтах. О яхтсменах-одиночках, пересекающих на утлых судёнышках океаны и совершающих кругосветные путешествия. У меня много разных интересов. И было, и есть, и, надеюсь, будет!
Ваша бабушка по папиной линии тоже ведь перед второй мировой была пилотом ночного бомбардировщика По-2. Что запомнили из её рассказов об этом времени, о её работе?
Здесь всё очень сложно. О том, что бабушка моя — пилот По-2, я узнал от папы. А сама бабушка никогда не рассказывала мне о войне. Для неё это была трагедия. Там погиб её любимый муж и мой родной дедушка.
Другая бабушка, по маминой линии, привила вам любовь к книгам и фильмам. А что бы вы рекомендовали посмотреть или почитать о самолётах, небе, может быть, космосе?
Да, бабушка беспрекословно давала денежку для того, чтобы я мог купить книжки, которые мне были нужны как воздух. И это, кстати, были книги не про авиацию, а про моря и океаны, паруса, яхты, яхтсменов, парусные гонки и всё то, что связано с мореманством!
Что я бы порекомендовал посмотреть или почитать? Наверное, нельзя зацикливаться на какой-то одной теме. Нужно читать умные книги: русскую и зарубежную, мировую классику, периодику, книги про путешествия. Книги и журналы по технике и технологиям. Конечно же, следить за изданиями в Интернете. Ну и если кто-то хочет связать свою жизнь с авиацией, то готовить себя и физически, и морально, и духовно. Быть максимально информативно подкованным. Развивать в себе многогранность, чтобы людям было с вами интересно.
Что касается фильмов, этот вопрос можно было бы задать тогда, в 80-90-е годы прошлого века, когда действительно был «голод» на хорошие фильмы, а тем более тематические и узконаправленные. Сейчас стоит набрать в поисковой строке «Смотреть фильмы об авиации и пилотах» — и всё! Выбирайте, что смотреть, конкретно под себя. Смотрите умные фильмы, документалки, фильмы, снятые по реальным событиям, научные и научно-популярные сериалы о мире, окружающем вас, Вселенной. Фильмы-методички по физике, аэродинамике, различных физических, технических и технологических процессах.
Чем больше у вас будет информации, которой вы можете оперировать, тем лучше и замечательнее! И не останавливайтесь в своём познании. Постоянно учитесь и получайте новые знания, умения. Не гнушайтесь разными профессиями. Не останавливайтесь на одной. Ищите себя! Ищите себя сейчас и в будущем!
У вас были увлечения помимо авиации?
Мне всегда было всё интересно! Буквально все! Мой отец научил меня игре на классической гитаре. Научил слушать и слышать серьёзную музыку: классику, джаз, фолк. Я неплохо рисую: портреты, пейзажи. Рисую то, что связано с парусами, морем, яхтами. Мне нравится американская классика конца XIX-начала XX века. Герман Мейвил, Эрнест Хемингуэй, Ремарк, Кервуд, Джек Лондон, Рокуэл Кент. Из русской классики: Гоголь, Чехов, Булгаков, Достоевский. Фантастика и научная фантастика: Стругацкие, Артур Кларк, Станислав Лем, Айзек Азимов. Книги о путешествиях под парусами, альпинизме, горном туризме. Мои интересы — это и собаки и коты. Я занимаюсь велосипедным туризмом, каякингом, парусным туризмом, бегом и железками. Нравится мне фотодело и обработка фотографий. Самый мой главный интерес — любовь к жизни! Любовь к окружающему миру. Уважение к другим. И побольше удивлений. Удивлений даже тому, что обыденно на первый взгляд. Впитывание в себя энергии мира и Вселенной!
Вы даже были в экспедиции на Белое море на катамаране. Чем она вам запомнилась?
Это была не единственная моя экспедиция. Таковых было множество. И в каждой экспедиции я всегда, как в первый раз, поражаюсь красоте мира, природы, нашей планеты, неба над головой, которое всегда разное. Морем, которое всегда непредсказуемое и прекрасное. Я наслаждаюсь флорой и фауной России. Я встречаюсь с самыми лучшими людьми. Они обычные и живут обычной жизнью, но они необыкновенные! Открыты к тебе, к незнакомому, всей душой и сердцем. Готовые помочь, прийти на выручку. И реально, это запоминается и остаётся в душе навсегда!
Вы признавались, что, несмотря на возраст, ощущаете себя мальчишкой с ободранными коленками и совершенно ясным осознанием окружающего громадного мира. Какие ещё загадки вы бы хотели разгадать, открытия сделать? Почему для вас это так важно?
О-о-о! Это такой провокационный вопрос? (Улыбается.). Обернитесь и посмотрите сколько всего интересного там. Да, да! Именно там, в прошлом. А сейчас? Сколько сейчас всего интересного. И всё хочется успеть сделать, достичь, понять, прочувствовать, услышать, увидеть и уловить. Даже запахи! А теперь представьте, сколько всего нового там, в будущем! Тем более, с таким бешеным развитием технологий. Поэтому я не могу сказать, что вот сейчас разгадаю это и всё, ухожу на покой! Нет. За каждым разгаданным пределом — следующий предел. И ещё, и ещё! И дай Бог, чтобы этих пределов в моей жизни было много, много, много, много. Чего и всем желаю.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.