Лариса Вострикова
«Мы с инструктором мгновенно нашли общий язык. По-другому в лётной деятельности никак»
Лариса, вы отважились стать пилотом в 40 лет. Что вас мотивировало начать летать?
Мне всегда это нравилось, однако даже подумать об этом себе не позволяла, считала, что это для особых людей, которые обладают какими-то невероятными способностями. (Смеётся.) Но как-то зимним вечером мне рассказали о девушке, которая работала стюардессой, а потом пошла учиться на пилота. И тут мысль: «А почему бы не попробовать?». И я решилась, ведь лучше попробовать, чем жить дальше с мыслью об упущенной мечте.
По сути, один вечер перевернул моё сознание и в корне изменил мою жизнь.
Вас не остановил даже ВЛЭК — комиссию вы проходили трижды. Как готовились, что важно было учесть?
О-о-о, история с ВЛЭК — невероятная! Первый раз полетела в ближайший город, пришла рано утром на комиссию — и с порога получила от ворот поворот: ты куда, женщина, сколько тебе лет. Я метила в большую авиацию, мне закрыли дорогу туда, сказали, ну, может у тебя получится пойти в малую. А тогда малую я даже не рассматривала. Уехала домой, нашла даже плюсы: английский не придётся учить, в другой город переезжать на время учёбы… Прошло время, меня не отпускает.
Попытка номер два — Казань. Там я сразу сказала, что проходить буду ВЛЭК на абитуриента. Прошла всё — вердикт неутешительный: остеохондроз. Летающие пилоты допускаются, абитура — нет. Опять расстройство… Тут-то и появилась мысль о малой авиации.
На следующий год третья попытка по второй графе. На меня ставили ставки врачи — пройду или нет. Такая «престарелая» женщина у нас впервые проходит ВЛЭК, говорили они. У меня была даже киста в носу, и она чудом исчезла — представляете какое желание летать было! Они сами не поверили, что такое бывает, но это факт, и заключения экспертов. Я признана годной к лётной практике. Счастью не было предела!
Готовилась серьёзно, бегала по утрам, ходила на спецзанятия, приводила тело в порядок. И вот он долгожданный ВЛЭК на пять лет и в День гражданской авиации. Так символично всё сложилось.
Всё лето вы посвятили авиаучебе. Как к этому отнеслись на работе и дома?
Да, всё лето и половина осени были очень насыщенными. На работе оставила девочку вместо себя, она не подвела. Коллеги меня поддерживали и помогали по работе.
В семье знали только муж и дети. Родители летать в принципе боятся, поэтому даже мысли не возникло им рассказать, чтобы они не волновались.
У меня был только один выходной в неделю. И я уже рано утром на поезде ехала до ближайшей станции до родителей из Уфы, а мои выезжали из Оренбурга, меня забирали, и мы вместе ехали, как будто из самого Оренбурга оставить деток бабушке с дедушкой погостить. Тем же днём меня муж отвозил до станции на Уфу, в сам ехал в Оренбург работать. Дети мои, с ними хоть в разведку можно, не выдали меня родителям. Так и ездила всё лето. 1 сентября они даже впервые без меня пошли в школу. Сами готовились и все покупали. Но всё это того стоило.
Вы признавались, что учёба напоминала квест. Где получали знания и навыки?
Сначала была теория. После лекций, почти каждый день, я находила с кем уехать на аэродром (он был за городом) и там наблюдала. Смотрела, как взлетают самолёты, как их сажают, слушала разборы полётов, радиообмен — всё это помогло мне совмещать теоретические знания с практическим их применением. Я была одна такая, по-хорошему ненормальная, которая моталась бесконечно на аэродром. Читала дополнительные книги. Задавала вечно вопросы. Уже пилотов доставала — как и что, пеший по лётному они мне помогали проходить. (Смеётся.)
Я рисовала схемы того, чего не понимала, и пазлы начинали складываться в единую картину. Всё шло в ход: любая информация, любые знания, любой опыт. Очень благодарна всем ребятам-пилотам: Розе Богомаз и Олесе Косенко за поддержку во время обучения, Алексею Алешину за пешие по лётному до победного, за вкусный кофе перед полётами, инструкторам Александру Борисовичу Лыннику, Владимиру Коровкину, Эдуарду Заянову, особый респект моему аэродромному бате Фариту Рафкатовичу (он знает о чём я), за самый добрый голос в мире во время радиообмена — Владимиру Петровичу Лыгину, всем-всем преподавателям, курсантам моим, что они помогали и были рядом по-настоящему.
По образованию вы инженер-технолог, по профессии — преподаватель дорожного движения. Это вам помогало при освоении новой деятельности?
Я считаю любое образование, любой курс, обучение всегда пригождается в жизни. И даже в самый неожиданный момент.
Конечно, мне это очень помогало. Технические знания очень помогали моей творческой натуре. Крайние годы в жизни я работала дизайнером, фотографом, маркетологом. У нас с мужем своя рекламно-производственная компания, пришлось уйти от инженерно-технической и преподавательской деятельности.
В полётах с инструктором главное — найти общий язык. Вы это сделали мгновенно или приходилось подстраиваться?
Мы сделали это мгновенно. По-другому, я считаю, в лётной деятельности никак. Ты полностью доверяешь инструктору, абсолютно принимаешь все замечания. Мы с ним сразу договорились об этом, и это было самым успешным действием и залогом продуктивной учёбы.
И вот он — первый долгожданный полёт. Помните, как это было?
Как сейчас помню…. Раннее утро. Рассвет. Красотища за бортом неимоверная! Даже не подозревала, что этим же утром я отправлюсь в самостоятельный полёт. Мы сделали два круга, и Александр Борисович Лынник спрашивает: «Ты готова?». Я замешкалась: «Ну-у…. Да-а-а». Он: «А где уверенность? ТЫ ГОТОВА?». Я говорю: «ДА!». Он тут же выходит и отправляет меня одну. Те эмоции никогда не забуду. Это счастье. Я одна в кабине и управляю самолётом. Сама. Это был самый прекрасный в моей жизни рассвет во время самостоятельного полёта.
Чуть позже вас ждал выпускной экзамен. Какие эмоции появились после того, как вы справились?
В тот день погода была, мягко сказать, неидеальная для экзамена: низкая облачность, дождь, ветер. У меня не было такой во время учёбы. Мы взлетаем, дождь в лобовое стекло…Тут я подумала о том, как бы пригодились дворники. (Смеётся.) Набрали высоту, экзаменатор закрывает приборы, отключает двигатель и говорит: «Садись». Я поворачиваю в облака, ВПП наблюдаю, конечно, сквозь облака, но всё же…. Посадила!
Это было захватывающе, но я так была спокойна…. Маршрутный полёт прижимал нас к земле, мы быстро среагировали и проложили новый маршрут. В общем, сдала я экзамен.
Эмоции были невероятными. Опыта летать в такую погоду набралась ещё больше.
Сейчас вы мечтаете о собственном самолёте. А какую модель вы бы выбрали?
Каждый пилот мечтает о своём самолёте, и я не исключение. Выбрала высокоплан СВС, Allegro. Даже знаю, кто продаёт. Верю, что он меня дождётся. Очень его хочу, пока думаю, как его приобрести. Очень хороший самолёт, с отличными лётными характеристиками, крейсер 200 км/ч.
Мне, как новичку самое то, чтобы налётывать часы.
Куда бы вы отправились первым делом на своём самолете?
Как сказал мой друг, пилот Саша Анисимов: «Когда у тебя есть самолёт, города становятся ближе». И я с ним соглашусь. Первым делом отправлюсь в Уфу, на аэродром «Первушино», туда, где мне дали путёвку в небо. Они, конечно, очень порадуются за своего курсанта, а мой инструктор пообещал мне спеть песню в честь такого события. Теперь это прям ещё больше стало мечтой, даже не мечтой — целью. Только представьте: я подлетаю, звучит родной голос Владимира Петровича Лыгина по радиообмену, запрашиваю условия посадки, приземляюсь и звучит песня, и все мои друзья, пилоты и пилотессы рядом. Уже предвкушаю… И это будет только начало.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru.