Марина Бойкова
Участница конкурса «Топ стюардесс 2025»
Марина Бойкова – целеустремленная и глубокая женщина, которая, несмотря на успешную карьеру в архитектуре и «красный» диплом, нашла в себе смелость круто изменить жизнь, последовав за детской мечтой о небе. Ее история – это вдохновляющий пример того, как осознанность, поддержка близких и вера в себя помогают обрести настоящее призвание, наполнив жизнь свободой, смыслом и масштабом. За 14 лет работы бортпроводником она не разучилась видеть в своей регламентированной работе творчество и искусство человеческого общения.
«Мой муж – мой главный штурман»: как совместить семью и любовь к небу
Марина, вы получили «земную» профессию архитектора и красный диплом, но выбрали небо. Что стало тем самым «переломным моментом», когда вы поняли, что не можете больше без самолетов?
Вы знаете, переломным моментом стал не один конкретный день, а накопившееся чувство «рутины будущего». Я отлично училась, всё было распланировано: проект, стройка, ещё проект… Но я ловила себя на том, что смотрю в окно на пролетающий самолет и чувствую не зависть, а тоску по чему-то неизведанному. Архитектура – это прекрасно, но это проект, который живёт на бумаге и в чертежах. А мне захотелось, чтобы моя жизнь сама стала этим проектом – динамичным, многогранным, без границ в прямом смысле слова. Момент «хватит» наступил, когда я поняла, что могу с закрытыми глазами нарисовать план здания, но не могу представить себя через 10 лет в этом же кабинете. Небо позвало возможностью жить в трёх измерениях, а не в двух.
Ваш муж поддержал ваш резкий поворот в карьере. Как, по-вашему, любовь к небу и частые разъезды влияют на личную жизнь и семью? Трудно ли совмещать?
Это самый сложный экзамен, который только может быть. Совмещать трудно, но возможно, если партнёр – это ваша «земная команда». Мы с мужем не живём по графику «завтрак-ужин каждый день». Мы живём моментами. Наше общение стало более ценным и насыщенным. Те несколько дней, что мы вместе, – это маленькая жизнь: мы успеваем всё, потому что ценим каждую минуту. Разъезды учат не быту, а настоящей близости – умению слушать, доверять и радоваться встрече как первому свиданию. Мой муж – мой главный штурман, и без его поддержки у меня бы ничего не вышло.
Вы говорите, что в вашей жизни «всё было для счастья», но чего-то не хватало. Как бы вы описали это чувство «чего-то недостающего» и как небо помогло его заполнить?
Это было чувство, будто ты живёшь в очень красивом, просторном доме, но без окон. Всё стабильно, всё правильно, но нет простора, нет ветра, нет вида на горизонт. Мне не хватало масштаба. Не физического, а внутреннего. Архитектура даёт чувство созидания, но оно очень опосредованное, отложенное во времени. А в небе ты созидаешь каждый полёт. Ты создаёшь атмосферу доверия, спокойствия, комфорта для сотен людей прямо здесь и сейчас. Небо заполнило эту пустоту тем самым «воздухом» – свободой, скоростью, постоянным движением и живым, а не спроектированным, общением.
Чем работа бортпроводника оказалась сложнее или, наоборот, интереснее, чем вы себе представляли 14 лет назад, поступая в школу?
Я думала, что главное – это сервис и улыбка. А оказалось, что главное – это ответственность. Ответственность за жизни. Сложнее всего – это оставаться спокойным, добрым и собранным, когда внутри всё сжимается от тревоги (например, в зоне турбулентности), потому что пассажиры смотрят на тебя и читают в твоих глазах сценарий развития событий. А интереснее… Интереснее оказалась бездна психологии. За 10 часов рейса ты можешь увидеть целую жизнь в миниатюре: радость встреч, горечь расставаний, страх, скуку, восторг. Ты становишься немножко терапевтом, немножко актёром, немножко волшебником.
Ваш архитектурно-строительный бэкграунд как-то помогает вам в работе на борту? Может быть, в логистике, организации пространства или решении нестандартных задач?
Конечно! Самолёт – это же сложнейший архитектурный объект с очень жёсткими планировочными решениями. Моё образование помогает мне видеть его не как набор кресел и кухонь, а как трёхмерное пространство, где всё взаимосвязано. Логистика обслуживания – это как расчёт движения людских потоков в здании. А решение нестандартных задач… Архитектор всегда ищет компромисс между идеей и реальностью, между красотой и прочностью. На борту то же самое: ты ищешь решение, которое будет и по инструкции, и по-человечески, в условиях ограниченного пространства и ресурсов.
Что для вас является самым большим профессиональным вызовом в полетах международных авиалиний? И что — самой большой наградой, помимо зарплаты?
Вызов – это быть «лицом» своей страны для сотен иностранцев. Ты – первый, кого они видят, прилетев, например, в Россию. От тебя зависит их первое впечатление. Это колоссальная ответственность. А самая большая награда – это моменты человеческой благодарности. Когда пассажир, который боялся летать, выходит из самолёта и говорит тебе: «Спасибо, вы сделали этот полёт для меня возможным». Или, когда семья с ребёнком благодарит за помощь. Эти моменты не купишь ни за какие деньги.
Какое самое нелепое или забавное недоразумение с пассажиром, вызванное разницей культур или языковым барьером, вам запомнилось?
Однажды я предлагала пассажиру из Юго-Восточной Азии напитки. На вопрос «Чай или кофе?» он очень бурно и радостно начал кивать и говорить «Yes, yes!». Я уточнила: «Tea?» – «Yes!» – «Coffee?» – «Yes!». Я улыбнулась и принесла ему и чай, и кофе. Он был крайне удивлён, увидев два стакана, но потом рассмеялся и попробовал оба напитка, смешивая их в одном стакане! Мы оба смеялись. Он, видимо, просто хотел быть вежливым и соглашался со всем подряд.
Конкурс — это выход из зоны комфорта. Что в нем для вас лично является самым «некомфортным», самым волнительным?
Самое некомфортное – это публичность, внимание к твоей персоне. В самолёте я часть команды, моя работа – быть «невидимым» профессионалом, который создаёт уют. А здесь нужно выйти на сцену и показать себя, свою индивидуальность. Это непривычно и волнительно. Боюсь не оценок, а того, что не смогу донести ту самую искренность, которая, как я верю, важна в моей работе.
Вы упомянули очарование, искренность и доброту как свои качества. Как, по-вашему, они помогают в работе бортпроводника, где важны еще и строгие инструкции, и дисциплина?
Инструкции и дисциплина – это скелет нашей работы. А доброта, искренность и очарование – это её душа. Без первого – катастрофа, без второго – просто невыносимый перелёт. Инструкция говорит «пристегните ремни», но именно искренняя, спокойная улыбка убеждает испуганного пассажира это сделать. Дисциплина помогает действовать в чрезвычайной ситуации, а доброта – разрядить конфликт в салоне, чтобы он не перерос в чрезвычайную ситуацию. Они не противоречат, а идеально дополняют друг друга.
Вы хотите раскрыть новые таланты. Есть ли у вас «спящий» талант или хобби, о котором мало кто знает и который, возможно, вы сможете показать на конкурсе?
Пожалуй, мой «спящий» талант — это умение создавать уют и атмосферу буквально из ничего. Это наследие архитектора. В полетах я превращаю это в мини-искусство: как сложить плед не просто аккуратно, а так, чтобы он выглядел как гостеприимное объятие; как настроить освещение так, чтобы в салоне наступил «вечер» даже посреди дня. На земле это превращается в талант собирать людей вокруг себя, создавать за считанные минуты из случайной компании за чашкой чая — настоящее маленькое сообщество, где каждый чувствует себя услышанным. Если бы это можно было показать на конкурсе, я бы, наверное, создала не номер, а целое «пространство доверия» прямо на сцене.
Что, по-вашему, главное в подобных конкурсах: профессиональное мастерство, артистизм, харизма или что-то еще? И в чем вы чувствуете свое главное преимущество перед другими участницами?
Главное – это аутентичность. Умение быть собой, но в формате конкурса. Профессионализм – это база, без него просто не пустят на сцену. Артистизм и харизма – это инструменты. Но если за ними нет настоящей, живой истории, всё это выглядит бутафорией. Моё преимущество – мой уникальный бэкграунд. Я не «просто» бортпроводник. Я человек, который осознанно сменил землю на небо и нашёл в этом своё счастье. Моя история – о том, что никогда не поздно найти себя. Во мне есть серьёзность архитектора и лёгкость человека неба, и, думаю, это интересное сочетание.
Ваша биография — история о том, что мечты сбываются в любом возрасте. Что бы вы сказали 20-летней Марине из Саранска, которая только что поступила на архитектора и даже не догадывается о своей будущей карьере?
Я бы обняла её и сказала: «Доверяй своим порывам. Твоё стремление к красоте и гармонии – это не случайность. Ты будешь строить не только здания. Ты построишь свою уникальную жизнь, полную перелётов и встреч. И все твои чертежи и расчёты не пропадут даром – они станут прочным фундаментом, на котором ты возведёшь нечто более грандиозное. Не бойся, когда через несколько лет тебе покажется, что ты свернула не туда. Это и будет та самая правильная дорога – в небо».
Вы говорите, что творческий процесс вас вдохновляет. А где вы черпаете вдохновение для творчества в своей, казалось бы, очень регламентированной работе?
В людях и в пейзажах. Каждый пассажир – это история. Я мысленно «дорисовываю» их судьбы, представляю, куда и зачем они летят. А пейзажи за иллюминатором… Вид на Землю с высоты 10 километров – это самое величественное произведение искусства. Очертания гор, изгибы рек, огни ночных городов… Это вдохновляет не на какое-то конкретное творчество, а на саму жизнь. Это напоминание о том, как прекрасен и огромен мир, частью которого я являюсь.
Какой совет, основанный на вашем 14-летнем опыте, вы дали бы девушке, которая только начинает свой путь в качестве бортпроводника?
Никогда не забывай, зачем ты пришла. Вначале будет трудно: усталость, джетлаги, сложные пассажиры. В эти моменты вспоминай то чувство полёта, которое привело тебя сюда. Учись не обслуживать, а заботиться. Будь профессионалом, но не превращайся в робота. И главное – береги ноги и спину! Это самый практичный совет.
Если бы ваш жизненный путь от архитектора к бортпроводнику был полетом, каким бы это был рейсом?
Это был бы рейс «Поиск себя» с вылетом из города Стабильность и посадкой в стране Призвание. По пути были неожиданные турбулентности Сомнений и ясное небо Уверенности, а финальной точкой стал не один город, а весь мир.
Фотографии предоставлены героем публикации.