АЭРОДРОМ МОЧИЩЕ. ФЕСТИВАЛЬ 2023
В 2023 году отмечается три замечательных юбилея: 100-летие отечественной гражданской авиации, 100-летие Министерства спорта Российской Федерации и 110-летие со дня рождения нашего прославленного земляка, трижды героя Советского союза А. И. Покрышкина. В честь этих юбилеев на аэродроме «Мочище» под Новосибирском прошёл авиационный фестиваль «Виват, Россия!»
Таких масштабных авиационных мероприятий в России совсем немного, а в Сибири это, пожалуй, единственное ежегодное шоу такого уровня. Традиционно на праздник приезжают любители авиации со всех уголков Сибири, а общее количество посетителей превышает 100 тысяч человек.
На фестивале выступили 400 участников, в статике и лётной программе были задействованы 80 летательных аппаратов. Великолепие воздушной программы подчеркнули пилотажные группы «Русь» на самолётах L-39 и «Барсы» на Як-52.
В лётной программе приняли участие новосибирские ООО «Геликоптер», ФАУ «СибНИА им. С. А. Чаплыгина, НУАЦ ДОСААФ, ОРОО «Омская федерация сверхлёгкой авиации», множество частных воздушных судов. Прекрасным дополнением к празднику стало выступление пилотов аэродрома «Мочище» на знаменитых ретро-самолётах и вертолётах и именно об этой изюминке на торте пойдет речь.
РАРИТЕТЫ «НА КРЫЛЕ»
Новосибирцы и гости сибирской столицы, посещавшие ежегодное авиашоу, сейчас и ранее, встречали в лётной программе разные советские раритеты: восстановленные МиГ-3 и «Ишачок» И-16, Як-12 и Ми-1, но особую строку в этом знаменитом списке занимает легендарный самолёт По-2.
В 2015 году силами инженерно-технического состава и группы авиационных энтузиастов на аэродроме «Мочище» по чертежам была построена реплика многоцелевого биплана конструкции Поликарпова По-2. Стоит напомнить, что По-2 (первоначальное обозначение У-2) как тип авиационной техники впервые поднялся в небо в далёком 1927 году и тот факт, что спустя 96 лет он снова в состоянии лётной годности, не может не восхищать. Да-да, это именно он — «русфанер», «кукурузник», самолёт ночного бомбардировочного полка «Ночные ведьмы». Сегодня таких самолётов в Мочище уже два, в ближайшей перспективе планируется сформировать учебное звено с постепенным увеличением до эскадрильи для дальнейшего обучения пилотов.
Следующим достойным внимания самолётом является Як-12М. Выпущен в 1954 году, отработав назначенный ресурс, долгие годы был предан забвению. Спустя десятилетия некоторое время базировался в Омской области, а в 2014 г. был приобретён аэродромом «Мочище», прошёл капитально-восстановительный ремонт и с тех пор снова эксплуатируется. Принимает участие в ежегодных авиационных праздниках, используется для буксировки планеров.
Ещё одно замечательное воздушное судно базируется на аэродроме. Это первый серийный советский вертолёт. Разработан в КБ Миля в 1947 году, эксплуатировался в ВВС, лётных отрядах ГА и аэроклубах. И сегодня снятый с производства без малого 60 лет назад вертолёт снова в небе. Именно эта машина выпущена в 1963 г., списана в 1985-м, некоторое время эксплуатировалась в Кировском аэроклубе, пришла в Мочище в 2011 г, а пройдя капитально-восстановительный ремонт в 2012-м снова была поднята в небо. На сегодня-единственный летающий Ми-1 в мире.
В одной статье не расскажешь обо всех интересных воздушных судах аэродрома «Мочище», а их там немало. Ещё будут репортажи о восстановлении раритетов, истории о пилотах и инженерно-техническом составе, мероприятиях, проводимых на аэродроме. Продолжение следует.
Автор: Андрей Захаренко