Самолёт МС-21
Самолёт МС-21 17 октября 2017 года совершил первый дальний полёт с аэродрома Иркутского авиационного завода в аэропорт города Жуковский. Полёт прошёл в штатном режиме и длился более шести часов.
Эта машина — первый лайнер, сделанный полностью по западным стандартам с учётом мировых тенденций и реального спроса на рынке. Созданный без советского задела, он является вторым после Sukhoi Superjet 100 масштабным российским проектом в области гражданской авиации.
МС-21 — проект семейства ближне- и среднемагистральных реактивных пассажирских узкофюзеляжных самолётов. Он рассчитан на осуществление полётов на расстояния порядка 6 тыс. км и создаётся в качестве замены лайнерам Ту-154 и Ту-204/214, а также самолётам зарубежного производства Airbus А320, Boeing 737 и другим.
Разработка ведётся ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А. С. Яковлева» и ПАО «Корпорация «Иркут» (входят в состав Объединённой авиастроительной корпорации, ОАК) на базе нереализованного проекта Як-242 конца 1980-х годов.
Разработаны две модификации самолёта с типовой двухклассовой компоновкой: базовый МС-21-300 (163–211 мест) и укороченный вариант — МС-21-200 (на 132–165 мест). Сертификация последнего намечена на 2019-2020 годы.
Для каждой модификации предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).
От SSJ-100 самолёт МС-21 отличается увеличенной дальностью полёта (максимально 4578 км против 6400 км) и большим количеством посадочных мест. В SSJ-100 максимально может поместиться 108 пассажирских кресел, в МС-21 — до 211 кресел.
На МС-21 будет наивысший уровень комфорта для пассажиров благодаря увеличенной ширине пассажирского салона. Увеличенный диаметр фюзеляжа (4,06 м) обеспечивает увеличение ёмкости багажных полок в пассажирском салоне и багажных отсеков, расположенных под его полом.
У МС-21 на одно пассажирское кресло приходится около 27 дюймов поперечного сечения фюзеляжа (у самолёта Airbus А330 — 25 дюймов, Boeing 787 — только 24 дюйма). Ширина пассажирского кресла увеличена до 18 дюймов (у А330 — 17), а проход между креслами — до 22,5. Это гораздо больше, чем у конкурентов. Пассажиры смогут более комфортно расположиться при длительных перелётах и получат возможность свободно перемещаться по салону. Кроме того, сокращается время посадки и высадки пассажиров (примерно на 30% лучше самолётов-аналогов).
Это базовый гражданский двигатель нового поколения, который создаётся широкой кооперацией предприятий ОДК для авиалайнера МС-21. На основе унифицированного компактного газогенератора ПД-14 возможно создание целого семейства двигателей тягой 9–18 тонн, предназначенных для ближне- и среднемагистральных самолётов, вертолётов и промышленных газотурбинных установок. Разработка ПД-14 принадлежит конструкторскому бюро «Авиадвигатель», головной производитель — Пермский моторный завод.
Ещё одно достоинство. В конструкции авиалайнера впервые в отечественном самолётостроении широко применяются композиционные материалы — их около 40%. Применение углепластиков позволило увеличить размах крыла, также композиты используются в хвостовом оперении воздушного судна. Будущий перспективный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) проектируется с учётом опыта создания МС-21.
Ещё одним новшеством МС-21 является и специальная система снижения нагрузок и управления ими. Ожидается, что за счёт снижения веса конструкции самолёта в сочетании с его высокой тяговооружённостью можно будет сократить разбег МС-21 почти на 300 м, а также увеличить почти на 600 м его практический потолок по сравнению с самыми новыми аналогами фирм Airbus и Boeing.
Кабина пилотов МС-21 создана с учётом самых современных требований к её эргономике, что должно упростить пилотирование машины и снизить нагрузку на экипаж.
Концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) разработано более 70% БРЭО МС-21, при этом активно использовался принцип модульной электроники.
Сборка опытного экземпляра МС-21-300, оснащённого двигателями Pratt & Whitney, завершена на Иркутском авиазаводе 6 июня 2016 года, официальная презентация (первая выкатка из цеха) состоялась 8 июня 2016 года.
Лётные испытания опытного экземпляра, первоначально намеченные на II квартал 2016 года, были перенесены на 2017 год. Получение российского сертификата типа и первая поставка заказчику самолётов МС-21-300 запланированы на конец 2018 года.
28 апреля первый лётный экземпляр покинул цех окончательной сборки для подготовки к первому полёту. 15 мая на аэродроме Иркутского авиазавода самолёт МС-21-300-0001 выполнил рулежки, также проверялись различные системы самолёта, отрабатывались наземные запуски маршевой и вспомогательной силовой установки. Подготовка прошла в соответствии с утверждённым графиком.
Первым эксплуатантом стал «Аэрофлот». Всего же в парке авиакомпании будут эксплуатироваться 50 МС-21. Интерес к самолёту проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и ещё ряде стран. Одним из крупнейших заказчиков самолёта станет авиакомпания Red Wings. МС-21 постепенно заменят в парке авиакомпании Airbus и Ту. Сейчас в парке Red Wings семь самолётов Ту-204 и Ту-214.