Олеся Самышкина
«Каждый рейс уникальный. Они отличаются, даже если проходят в один и тот же город с разницей в один час»
Олеся, вы влюбились в небо в шесть лет. Что вас привлекло?
Ребёнком ты не думаешь о работе. Ты думаешь о состоянии, которое может дать небо. Эта свобода и красота, чувство полёта и движение вперёд к прекрасному. Работа в небе представлялась очень важной, сложной и ответственной, которой достойны единицы и к которой мне очень хотелось присоединиться.
Вы связали жизнь с авиацией с 2009 года. Каким был ваш путь?
Всё начиналось с увлечения споттингом. Сначала я часами сидела у ВПП и фотографировала самолёты. Со временем начала по звуку двигателей угадывать модели и типы воздушных судов, разбираясь во многих тонкостях. Потом многочисленные совместные проекты с различными авиакомпаниями и аэропортами мира. Затем меня пригласили поработать в авиакомпанию.
Позже меня позвали в проект по открытию одной авиакомпании. Это был ещё более интересный опыт. Мы с нуля выстраивали бизнес-процессы, чтобы самолёты летали исправно, а пассажиры были довольны. Но это всё было не то, я понимала, что меня тянет в небо, мне надо летать, быть не около самолёта, а в нём. И так сложилось, что помимо обучения пилотированию получила приглашение на обучение на бортпроводника, и вот уже седьмой год, как я летаю в качестве бортпроводника. И это не может надоесть.
Что для вас любимая работа?
Отсутствие работы. Когда ты делаешь то, что нравится, а ещё и получаешь за это зарплату. (Улыбается.)
Самый запоминающийся полёт — первый. Как проходила подготовка к нему?
Первый полёт… Даже не знаю. Смотря в какой роли: пассажира, пилота, бортпроводника. Я очень ярко помню свой самый первый полёт в четыре года. Мы летели на Ту из Владивостока в Алма-Аты с мамой через Хабаровск, я смотрела в иллюминатор, мне так понравились разноцветные кубики внизу. А ещё старое здание аэропорта Алма-Аты. Встречали почти у самого трапа. Прекрасные были времена.
Вы пилот-инструктор тренажёров. Что вас заинтересовало в этом направлении?
Техника, желание управлять ею, магия полёта, которая, собственно, всегда присутствует в кабине. Освоение лётной техники началось ещё в 2010 году. Были разные школы и инструкторы. Но более интересными из всех типов воздушных судов оказались Airbus и Boeing. Работа инструктора на тренажёрах позволяет в спокойной обстановке рассказать о системах самолёта, его возможностях, а также дать человеку самостоятельно совершить взлёт и посадку. Мне это очень нравится.
Вы увлекаетесь споттингом. Расскажите об этом хобби подробнее.
Споттинг это наблюдение за самолётами. Я долго и упорно изучала все тонкости. Тут нужно уметь работать с фототехникой и понимать где, как и когда можно сфотографировать самолёты. Когда начинала, официальных мероприятий в аэропортах не было, единицы получали доступ к хорошим ракурсам и редким самолётам. Но это меня не останавливало. Я наворачивала круги вокруг аэропортов и в +40° и в -25°, выжидая часами редкие самолёты. Это позволяло получать отличные кадры, чувство гордости и наслаждение.
Благодаря работе вы посетили немало стран и континентов. Какие из них произвели особое впечатление?
Это устоявшийся стереотип, что нас везде возят и оставляют в командировках. Можно сказать, что по работе я нигде особо не была. Большинство рейсов разворотные, и, кроме порога траппа, ты ничего не видишь. Но в отпуске можно попутешествовать самостоятельно. Пока посещала только страны в Евразии и Африке. Но думаю, что всё впереди. У меня много планов, надеюсь, они осуществятся.
Хорошо, когда рейсы проходят спокойно. А какие рейсы вам особенно запомнились?
Каждый рейс уникальный. Они отличаются, даже если проходят в один и тот же город с разницей в один час. Но на некоторых направлениях сразу знаешь, что будет труднее и веселее. Однако выделить какой-то один не получается. Разве что когда четыре часа откачивали кошку с сердечным приступом, а лекарства её хозяйка (израильская военнослужащая) сдала в багаж. Так что весь рейс мы просидели с кошкой на кухне, давая ей больше воздуха и создавая меньше стресса. Все выжили, все счастливы. (Смеётся.)
Вы финалистка конкурса «Топ-стюардесс 2023». Чем он стал для вас?
Это стало ещё одной проверкой себя. Было интересно, что это и какое развитие даст этот опыт. Тем более конкурс среди коллег. Здесь интересно наблюдать и общаться. В авиации редко когда можно собрать больше пары человек на общее мероприятие, а тут такой праздник!
Как создать комфортную атмосферу для экипажа и пассажиров во время полёта?
Так же как и везде. Рецепт прост: искреннее внимание, любовь и забота и любовь к своему делу всегда дадут ощущение уюта любому человеку в любом рейсе.