Транспортный самолет «Слон»
Уже в то время, когда в российском небе «царствовал» тяжелый транспортник «Руслан» Ан-124, началась разработка тяжелого самолета следующего поколения – Ил-106. Однако в 1992-м, после развала СССР, финансирование проекта прекратилось. Впрочем, на то время вполне хватало и Ан-124-х.
В конце 2018-го главный конструктор ПАО «Ил» Н. Таликов заявил, что работы по созданию транспортного самолета, который придет на смену устаревающему «Руслану», возобновляются.
Сложившаяся ситуация
Ан-124 выпускали на украинской производственной базе, там же изготавливали двигатели. В 2015-м Киев прекратил сотрудничество с РФ в сфере самолетостроения. Наладить выпуск «Руслана» в России и двигателей к нему (Д-18Т) так и не получилось: проще оказалось разработать и производить собственный транспортный самолет с «нуля». Стоит сказать: на сегодня в России, кроме «Руслана», грузоподъемность которого составляет 120 т при дальности в 4 тыс. 800 км, тяжелого транспортного самолета нет. Его ближайший конкурент с похожими параметрами – военный американский Lockheed C-5 Galaxy.
Проект под названием «Слон» появился в стенах ЦАГИ в 2016-м: роль заказчика играл Минпромторг (контракт подписан 31 августа).
При разработке нового транспортного воздушного судна учитывался опыт, полученный в ходе модернизации АН-124-100М и создании топливозаправщика Ил-78М-90А. Не забыли и проект КБ Мясищева, представленный еще в конце 80-х.
Речь идет о двух концептах, объединенных в семейство М-60. Это пассажирский лайнер с нетрадиционным овальным восьмигранным фюзеляжем и транспортный самолет М-60ВТ с «классическим» корпусом и V-образным оперением. Оба макета продемонстрировали в 2017-м году на авиасалонах МАКС и в Ле-Бурже.
Особенности «Слона»
Его основные эксплуатанты – гражданские авиакомпании. Не исключено использование тяжелого транспортника и военными. Но создавать воздушное судно только для ВВС в экономическом плане нерационально: военным много таких самолетов не нужно. Осуществлять дорогой проект ради небольшой партии машин расточительно. По словам научного сотрудника Центра технологий ФАУ ЦАГИ А Крутова, машина «прежде всего оптимизирована» под гражданские цели.
Двигатели: два или четыре?
О новом транспортнике заговорили еще в 2012-м, когда в ЦАГИ обратилась авиакомпания «Волга-Днепр», которой требовался самолет, рассчитанный на перемещение 100 т грузов с двумя двигателями. По сути, перевозчик имел в виду некое подобие грузового «Боинга». «Любовь» компаний к двум моторам вполне объяснима: экономия горючего плюс меньшие траты на обслуживание и замену агрегатов после выработки ими своего ресурса.
Но существует «суровая реальность»: на данный момент создать в России двигатель, подобный GE90-115 B тягой в 52 тс, устанавливаемый на «Боинги», в обозримом будущем невозможно. Да, у пермских моторостроителей есть проект ПД-50: но это весьма отдаленная перспектива. А вот разработка и «обкатка» ПД-35-го идет весьма активно: его планируют ставить на двухмоторную версию Ил-96 и рассчитывали на ныне свернутый российско-китайский проект CR929.
На Ан-124 стоят силовые агрегаты тягой 23,5 тс, что меньше, чем у ПД-35. Последние позволят «Слону» летать со средней скоростью до 870 км/ч и перевозить 150-180 т на расстояние до 7 тыс. км. Самолет могут принимать обычные аэродромы – для взлета и посадки потребуется ВПП длиной 2,5-3 км.
Характеристики конструкции
Внешне «Слон» напоминает Ан-124, но это только с первого взгляда. Фюзеляж нового транспортника, в отличие от предшественника, образован пересечение двух окружностей. Это увеличивает высоту отсека до 5,2 м (подъем груза тельферами – на 4,01 м). В итоге наверху получается что-то типа гаргорота. Общая же архитектура не совсем стандартная: главной нагруженной частью фюзеляжа является его середина. А уже к ней прикрепляются все иные элементы. Это упрощает конструкцию и сокращает количество деталей. Впрочем, не исключено, что в ходе доработок внешний облик воздушного судна изменится.
При строительстве планера будут применены современные сплавы и композиты.
Предусматривается создание самолета с двумя типами фюзеляжа. Первый, шириной 5,3 м рассчитан на транспортировку стандартных паллет и контейнеров. Второй, в 6,4 м предназначен для техники, расположенной в два ряда. Масса пустой машины с «узким» корпусом – 214,31 т, «широким» – 222,3 т.
Вес перевозимого груза – до 150 т: для его размещения в самолете предусмотрены (как у Ан-124) рампы в передней и хвостовой части фюзеляжа. При полете они герметично закрываются обтекателями. Наверху основного отсека смонтируют пару направляющих под тельферы. Возможно обустройство дополнительной палубы для «двухэтажного» размещения коммерческой нагрузки.
За кабиной пилотов – специальное помещение для лиц, сопровождающих груз. В нем будет поддерживаться комфортное давление и температура. Размах высокорасположенного удлиненного крыла со складными законцовками и механизированной задней кромкой – 87-88 м. Шасси представляет собой систему с парой управляемых опор в носу судна и по семь на правом и левом бортах. Конструкция позволяет менять клиренс и наклонять машину в нужную сторону.
Перспективы «Слона»
В случае реализации проекта преимущества тяжелого российского транспортного самолета очевидны. Если сравнивать с предшественником Ан-124, то это большая грузоподъемность и дальность. Что касается западных конкурентов Boeing или Airbus-А380-800F, то здесь преимущество «Слона» заключается в возможности осуществлять погрузку/разгрузку через рампы в носовой и хвостовой части судна. Плюс, меньшая требовательность к инфраструктуре аэродромов.
Состояние дел на сегодня
Один из камней преткновения –двигатель ПД-35. В минувшем году заместитель директора и главный конструктор НПК «Пермские моторы» А. Иноземцев сказал, что в испытания полноразмерного демонстратора намечены на конец 2023-го. Силовой агрегат планировали показать на МАКС-2023 (авиасалон должен состояться 25-30 июля), но мероприятие в этом году отменили, как заявил 23 июня в интервью ТАСС почетный президент авиасалона М. Талбоев. Предсерийный образец ОДК «Пермские моторы» рассчитывает представить в 2025-м.
Что касается «Слона», то пока пройдена начальная стадия исследований, связанных с аэродинамикой (имеется в виду продувка в до- и трансзвуковой трубе). Также произведен расчет летно-технических параметров воздушного судна. К сожалению, на сегодня новостей о состоянии проекта нет.
Последняя информация датируется мартом 2020-го года: прошло сообщение о продувке модели в трубе Т-106 при скорости потока до 0,85М. Испытание проходило в ЦАГИ им. Жуковского. В итоге расчетные параметры, заявленные в ходе проектирования, подтвердились.
Некоторый повод для оптимизма дает факт того, что параллельно с проектом «Слон» существуют иные версии сверхтяжелого транспортного гражданского самолета.
Подготовлено по материалам: dzen.ru
Галерея