Серафима Лях
Участница конкурса «Топ стюардесс 2025»
Серафима Лях — многогранная личность, которая сочетает в себе, казалось бы, несочетаемое: она дипломированный инженер-магистр, действующий бортпроводник, студентка-дизайнер, любящая жена и мама. Её движущая сила — постоянное развитие и поиск вдохновения в разных сферах. Несмотря на вечную нехватку времени и сложности жонглирования ролями, Серафима сохраняет оптимизм, следуя своему жизненному принципу «Don’t worry, be happy», и мечтает найти идеальный баланс между авиацией, дизайном и семьёй.
Небо, семья, дизайн: Идеальный маршрут стюардессы
Серафима, вы уже участвовали в конкурсе ранее. Что принципиально нового и другого вы ощущаете в этом сезоне, изменились ли ваши цели и ожидания от участия?
Да, я уже участвовала, и в этот раз чувствую себя гораздо более подготовленной — понимаю, что за чем идёт, как всё устроено изнутри. Это даёт уверенность и спокойствие. Но в целом эмоции всё те же: волнение, радость, азарт. Атмосфера конкурса по-прежнему вдохновляет и заряжает. Наверное, цель осталась прежней — не просто выиграть, а пройти этот путь с удовольствием, встретить новых людей и получить новый опыт.
Сейчас вы — действующий бортпроводник, участница престижного конкурса, мама и студентка, получающая третье образование. Как вам удается совмещать эти столь разные роли и находить время для себя?
Честно? Это очень сложно. Я заранее понимала, что материнство — это непросто, и ожидания полностью оправдались. Иногда чувствую себя жонглёром: то одно пытаюсь удержать, то второе, то третье — и всё время в движении. Время для себя сейчас — роскошь, его почти нет. Но я уже привыкла жить в режиме постоянной работы и постоянного развития.
Ваша карьера началась в Smartavia, затем вы работали в чартерной Azur Air. Какой опыт оказался для вас наиболее ценным, и планируете ли вы, как упоминали ранее, попробовать себя в деловой авиации?
Каждый этап был важным. В Smartavia я получила фундамент — понимание профессии и дисциплины. Azur Air — совершенно другой формат: динамика, международные рейсы, другая атмосфера на борту. Оба опыта стали для меня очень ценными, и я благодарна каждому. Что касается деловой авиации — да, это моя мечта. Как только появится немного больше времени, хочу пройти дополнительное обучение и попробовать себя в этой сфере. Ещё одно образование в копилку — почему бы и нет!
Вы получили инженерное образование, а сейчас изучаете дизайн интерьеров. Видите ли вы точки соприкосновения этих, казалось бы, далеких от авиации сфер в вашей нынешней работе или планах на будущее?
Инженерия и дизайн, на самом деле, тесно связаны. Сейчас мы с мужем делаем ремонт в собственной квартире, и я полностью разработала дизайн-проект сама — продумала планировку, все инженерные узлы, точки электрики, водяную разводку, систему кондиционирования. Мы уже на финальной стадии, и я чувствую, насколько моё инженерное образование помогло справиться с этой задачей. Мне действительно хотелось бы развивать это направление дальше. В мире столько интересного, что выбрать что-то одно невозможно! Хочется успеть всё — работать в деловой авиации, разрабатывать дизайн-проекты, курировать стройки, быть мамой и женой, а может, и ещё раз стать мамой. Только вот жаль, что в сутках всего 24 часа — ещё хотя бы пять мне бы точно пригодились!
За годы работы в авиации что вы определили для себя как главный секрет успешного взаимодействия с пассажиром, особенно в нестандартных или сложных ситуациях?
Мой главный принцип и на работе, и в жизни — «Don’t worry, be happy». Я заметила, что если ты сам спокоен и расслаблен, то и люди рядом это чувствуют — атмосфера сразу становится легче, комфортнее. Даже в сложных или нестандартных ситуациях важно сохранять внутреннее равновесие, ведь пассажиры считывают настроение экипажа моментально.
Что или кто является для вас основным источником силы и вдохновения, чтобы оставаться «сильной и уверенной в себе девушкой в форме», образ которой вас всегда привлекал?
Мой источник вдохновения — это весь мир вокруг. Моя семья, мой город, люди, с которыми я общаюсь каждый день, — всё это даёт мне энергию и желание двигаться дальше. Я стараюсь находить удовольствие, счастье и вдохновение во всём.
Если бы у вас была возможность что-то изменить в современной авиационной индустрии, чтобы «ничто не ограничивало» ее, с чего бы вы начали?
Очень интересный вопрос. С одной стороны, я могу рассуждать об этом, потому что знаю систему изнутри. С другой — авиация формировалась десятилетиями, и многие её правила, как говорят, «написаны кровью». Поэтому менять что-то радикально я бы, пожалуй, не решилась. Но если смотреть в будущее, думаю, авиация будет всё больше двигаться в сторону автоматизации — роль человека постепенно сокращается, технологии берут на себя всё больше функций.
Расскажите не о самом ярком, а о самом сложном с профессиональной точки зрения полете в вашей карьере. С какой проблемой вы столкнулись и какой урок извлекли?
Самый сложный рейс в моей жизни, пожалуй, был ночной перелёт Санкт-Петербург — Екатеринбург — Санкт-Петербург. Погодные условия были ужасные, и мы не смогли вернуться обратно в Петербург. Пришлось уходить на запасной аэропорт в Архангельске, ждать, когда улучшится погода, и только потом возвращаться домой. Это было очень тяжело — и физически, и морально. Ночь, усталость всего экипажа, пассажиры на взводе: кто-то боится летать в непогоду, кому-то срочно нужно попасть в Петербург или дальше, еда закончилась, неизвестно, будет ли вообще возвращение. Атмосфера была напряжённая, все были на пределе. Когда наконец появилось маленькое «окно» по погоде, командир — очень опытный человек — принял решение взлетать. Самолёт сильно трясло, но мы успешно вернулись в Санкт-Петербург. В тот день мы были единственным экипажем, кто решился вернуться. Главный урок, который я вынесла из этого рейса: всегда сохранять спокойствие и беречь силы. Ты должен оставаться собранным до самого конца, потому что никогда не знаешь, когда именно они тебе понадобятся.
Ваш супруг — командир воздушного судна. Помогает ли то, что вы оба работаете в авиации, лучше понимать специфику работы и графики друг друга, или, наоборот, это создает дополнительные сложности?
Это очень помогает. Никто не поймёт друг друга так, как люди из одной сферы. Мы оба знаем, что такое ночные вылеты, задержки, переутомление, ответственность — поэтому у нас нет лишних объяснений и недопонимания. У нас и круг общения общий — все друзья тоже из авиации. Мы всегда находим общий язык, можем поддержать друг друга, пошутить и просто понимать, о чём идёт речь с полуслова.
Вы выросли в «авиационной столице» России. Как вы считаете, насколько эффективно сегодня Ульяновск выполняет эту роль в плане привлечения и воспитания молодых кадров для авиации?
Насколько я знаю, Ульяновское лётное училище до сих пор считается одним из лучших в России. Конкурс туда огромный — это говорит само за себя. Почти все мои коллеги и знакомые, кто учился в УИГА, сегодня стали настоящими профессионалами своего дела. Мой муж — один из тех выпускников, и его пример только подтверждает, что ульяновская школа авиации остаётся мощной и уважаемой.
Какой самый главный совет вы бы дали себе в самом начале карьеры бортпроводника, зная то, что знаете сейчас?
Больше отдыхай, береги здоровье и наслаждайся каждым моментом. Когда только начинаешь работать, кажется, что нужно всё успеть, доказать, быть идеальной. А со временем понимаешь, что важно находить баланс — между работой, отдыхом и жизнью вне рейсов.
За время вашей работы в авиации какие самые значительные изменения в профессии бортпроводника вы успели заметить (технологии, требования, подход к пассажирам)?
Я заметила несколько интересных изменений. Во-первых, стала заметна большая лояльность медицинских осмотров, и, честно говоря, я не могу сказать, что полностью это одобряю. Во-вторых, изменилась форма. Всё больше компаний отходит от классической формы с туфлями и вводит более современные костюмы с кроссовками. С одной стороны, я полностью «за» заботу о здоровье и комфорте экипажа — кроссовки действительно удобнее. Но всё же у классической формы была своя элегантность, свой особый шарм, и мне он ближе. Также я заметила, что компании стали активнее проводить нестандартные акции и креативные проекты: свадьбы на борту, туристические полеты над Москвой, совместные просмотры фильмов, дегустации блюд от шеф-поваров прямо во время полёта. Это новый, живой взгляд на перелёт — более человечный.
Участие в таком публичном конкурсе, безусловно, повышает известность. Планируете ли вы использовать эту платформу для развития собственных проектов, возможно, связанных с дизайном или популяризацией авиации?
Честно говоря, я пока об этом не думала. Для меня участие в конкурсе — это, в первую очередь, новый опыт, возможность встретить интересных людей и вдохновиться. Но кто знает — возможно, со временем появятся идеи, которые захочется реализовать. Я стараюсь быть открытой к новым возможностям, ведь иногда именно такие события становятся началом чего-то большего.
Чем вы любите заниматься в свои редкие выходные, чтобы отдохнуть от неба и перезагрузиться?
К сожалению, выходных у меня очень мало. Но если всё же удаётся выкроить свободное время, я стараюсь провести его с семьёй. Просто побыть дома, выспаться, заняться чем-то спокойным — это уже счастье. Иногда лучший отдых — это просто тишина, чай и близкие рядом.
Взгляд в будущее. Если бы вы составляли карту своего профессионального развития на 10 лет вперед, как бы выглядел ваш идеальный маршрут, объединяющий авиацию, дизайн и семью?
Это было бы прекрасно, если бы получилось совместить всё, о чём я мечтаю, — хотя, честно говоря, я не уверена, что это возможно. Как я уже говорила, я часто чувствую себя жонглёром: какие-то «шары» постоянно приходится отпускать, потому что всё успеть невозможно. Но если представить идеальный сценарий, то я вижу себя в деловой авиации и одновременно — в дизайне интерьеров, ведя несколько проектов лично. И, конечно, при всём этом я хочу оставаться мамой, женой и женщиной, у которой есть время на семью и себя. Возможно, у нас появится ещё один ребёнок — я бы этого очень хотела. Такой баланс — моя самая большая мечта.
Фотографии предоставлены героем публикации.