Сергей Морозов

«Даже если будут какие-то суперроботы летать, их ведь тоже надо будет обслуживать»


Сергей, вы решили обучаться на авиатехника в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. Что вы цените больше всего в выбранной специальности?

Я ценю то, что это связано с моей мечтой стать пилотом гражданского самолёта или истребителя. Понимаю, как устроены агрегаты самолёта, как крыло создаёт подъёмную силу. И как вообще устроен самолёт или вертолёт в целом и как их нужно правильно обслуживать.

Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо учиться. Где и как, кроме вуза, получаете знания и осваиваете навыки?

Я учусь шесть дней в неделю, в день 3-4 пары. Помимо учёбы есть практика на нашем учебном аэродроме. В марте меня пригласили приехать на вертолётную площадку, теперь работаю здесь по выходным, получаю практический опыт. Этим летом практически всё своё время посвятил вертолётам.

Вы отличник. Какие предметы вам кажутся наиболее важными и интересными?

Если самые интересные, то выберу, конечно же, аэродинамику, материаловедение, конструкцию летательных аппаратов и двигателей, ТОЛАиД (техническое обслуживание летальных аппаратов и двигателей).

Вы уже трудитесь на вертолётной площадке. В чём особенность работы с вертолётами?

Мне нравится, что помимо обслуживания ещё летать на них могу как ассистент пилота. Это очень круто, небо с каждым разом затягивает.

У вертолётов интересная работа несущего винта и управление в целом. Сам заправляю машины, слежу за уровнем масла, слежу за всеми агрегатами в целом и научился проводить предполётный и послеполётный осмотр.

Ещё на вертолётной площадке научился вести радиообмен земля – воздух – земля. Это очень круто!

Какие задачи вам уже доверяют, а чему ещё предстоит учиться?

Доверяют следующее: подача плана на полёт, анализ погоды на сутки, расчёт полезной нагрузки для полёта, подливка масла и гидрожидкости, заправка.

Вы собираете модели самолётов. А как выбираете прототипы?

Выбираю исходя из того, что хочу видеть разные типы самолётов: гражданский, грузовой, истребители. Сейчас думаю собрать вертолёт. Желательно тот, с которым работаю (Bell-206, либо Robinson R-44).

Не за горами окончание вуза. Что для вас наиболее важно в будущей работе?

Чтобы совпало развитие личности и карьеры. Хочу становиться умнее и повышать профессионализм.

А есть желание управлять самолётом или вертолётом?

Ещё какое! Я даже хотел поступать в КВВАУЛ, в истребительную авиацию. Но из-за небольших отклонений по зрению не прошёл комиссию и поступил в МГТУ ГА в Иркутский филиал.

Полёт — это когда ты можешь увидеть все красоты мира с высоты. Даже будучи ассистентом, хочу сам управлять машиной. Это очень круто, тем более я начал развиваться в этом направлении. Выучил радиообмен, слежу за показаниями приборов и наслаждаюсь видами природы.

Загруженность большая, учёба, работа. Не боитесь выгорания?

Нисколько. Авиация, видимо, настолько сильно притянула к себе, что я её просто полюбил. Знаете ведь: займись любимым делом и тебе ни дня не придётся работать. (Улыбается.)

Постоянно смотрю авиационные сериалы и фильмы, летаю на авиасимуляторе, читаю книги от пилотов-инструкторов. Кстати, кто захочет что-то почитать про авиацию, советую книгу от Дениса Оканя «Всё только начинается».

Как думаете, нужны ли будут авиатехники через 20-30 лет?

Безусловно. Даже если будут какие-то суперроботы летать, их ведь тоже надо будет обслуживать, причём очень часто и качественно.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.