Снежана Игнатенко
«Когда ты в команде, чувствуешь, что не один. Однако в небе всегда только ты и самолёт»
Снежана, вы графический дизайнер-иллюстратор. Как стали лётчиком-спортсменом пилотажной группы «Барсы»?
Творчество сопровождает меня на протяжении всей жизни. С детства любила рисовать, к девятому классу окончила художественную школу в Сургуте. Старшие классы тоже были по художественно-эстетическому профилю, поступать готовилась на творческие направления.
Столь же значимая часть моей жизни экстремальные виды спорта. Я пробовала себя в разных доступных направлениях по мере взросления: сплавы на байдарках, картинг, хайкинг, а в 16 лет пришла авиация.
Пилотажная группа «Барсы» — это был очень громкий проект для нашего региона, представления о котором мало у кого имелись, потому как никто в России ранее не взращивал пилотажную группу с нуля, как это сделал наш руководитель.
Прежде чем оказаться в женском лётном коллективе, вы прошли строгий отбор. По каким критериям выбирали будущих лётчиков?
Отбор начинался с интервью и, конечно же, с полёта на пилотаж. О полёте никто не предупреждал, был такой эффект неожиданности. Всё было запечатлёно на камеру. Анализировали поведение в самолёте, общее состояние, реакции. Во время интервью спрашивали о планах, переездах, увлечениях. Были и групповые интервью, где смотрели, как мы взаимодействуем друг с другом. Понимания, что же будет и чего ждать, сколько времени это будет занимать, не было ни у кого, что тоже стало своего рода испытанием. Когда группа уже была сформирована, мы сталкивались с новыми и новыми трудностями. Например, некоторые девушки не справлялись со страхами.
Как вас обучали?
С техникой нас познакомили сразу. У каждого члена группы было понимание, на каких самолётах предстоит летать. На первых порах было очень и очень много теории, различных занятий (метеорология, радиообмен, основы воздушной навигации). Прохождение ВЛЭК. Свою лицензию пилота я получала в Новосибирске.
Безусловно, много работы было направлено на формирование команды. Параллельно со всем этим мы знакомились с удивительным миром авиации, его традициями, культурой и людьми. Индивидуальный пилотаж, полёты в паре, затем в тройках, четвёрках и так далее.
Вы участвовали в российских и международных соревнованиях. Поделитесь, пожалуйста, самыми яркими впечатлениями.
Каждый новый аэродром — это всегда море впечатлений. Частные аэродромы как маленькие миры, со своим укладом, своими людьми, своими особенностями и своей техникой. В мир соревнований было очень интересно окунуться. Люди со всех уголков прилетают, чтобы выложиться по полной в одном деле, пообщаться, поднять свой уровень, ведь в конкурентной среде всегда идёт рост. Спортивные полёты сильно отличаются от групповых, совершенно разные приоритеты и подход.
Первое золото вы взяли на аэродроме Усмань в Воронеже. Помните, какие эмоции испытали тогда?
Те соревнования занимают особое место в моём сердце. Атмосфера на аэродроме была очень тёплой. Помню, как я переживала, как мы готовились, и как хотелось, чтобы тренер гордился мной, ведь он столько сил и времени вложил в меня. Несмотря на все желания и переживания, в кабине перед полётом я сидела задолго до старта и концентрировалась, убеждая себя, что это обычный полёт и его нужно слетать так, как я умею, без спешки, спокойно. Первым хорошим результатам старалась не радоваться, а продолжать сохранять собранное, спокойное состояние.
Для победы в состязаниях важен командный дух. Как он поддерживается в группе?
Когда ты в команде, чувствуешь, что не один. Работа в команде помогает быстрее развиваться, тебе подсказывают ошибки, моменты, которые стоит доработать или на которые лучше обратить внимание. Вы делитесь опытом и благодаря такому количеству взглядов быстрее приходите к лучшему результату. Однако в небе будешь только ты и самолёт.
С группой вы часто создаёте авиашоу. Какие самые сложные или необычные элементы выполняете?
В нашей программе авиашоу представлено множество фигур высшего пилотажа: поворот на вертикали, штопорные и управляемые бочки, встречный пилотаж, петли, перевороты, полупетли, обратный пилотаж, боевые развороты и другие. Самыми сложными, на мой взгляд, являются групповые фигуры, поскольку их выполнение зависит от слаженных действий всей команды. Особенно это важно при выполнении фигур, в которых участвуют четыре самолёта или более. Благодаря регулярным тренировкам все эти элементы становятся возможными к исполнению, а главное — зрелищными.
Вы выступали в Улан-Удэ на юбилее авиационного завода. Чем запомнился праздник?
Для выступления в Бурятии наши самолёты транспортировали грузовые автомобили. Это был первый аэродром на пересечённой местности. Очень интересно было заглянуть в сердце создания вертолётов Ми-8. Нас ждало невероятное количество зрителей. Несмотря на то, что это было нашим первым выступлением в этом регионе, приняли очень тепло.
В Югре «Барсы» вот уже пять лет проводят акцию «Бессмертный полк». Какой она получается благодаря вашим усилиям?
«Бессмертный полк» в небе начался с идеи и возможности. Мы стали первыми, кто реализовал такой формат, и наша инициатива была поддержана лётчиками по всей стране. В первый год мы поднимали в небо всего по 12–15 портретов, но сегодня нам присылают тысячи фотографий, и все они становятся частью нашего воздушного шествия.
Портреты собираются в единый макет, который затем наносится на борт самолёта. Сначала мы выступали только в Сургуте, но затем присоединились и другие города — Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Мегион, Нефтеюганск. Везде нас встречали с благодарностью и уважением, ведь каждый житель этих городов хотел, чтобы портрет его предков поднялся на новую высоту.
В свободное время вы развиваетесь как инструктор-проводник по альпинизму и горному туризму. Чем привлекают горы?
Я их бесконечно люблю. Они невероятны! Они просто есть, но дарят такую бурю эмоций. Не могу вспомнить, когда впервые ощутила это влечение, кажется, оно было со мной всегда. Мир альпинизма удивителен: он раскрывает человека, позволяет заглянуть за рамки дозволенного, раздвигает границы возможностей. Конечно, иногда эти границы дают отпор, но это жизнь. Энергия, которая живёт в горах, пронизывает тебя насквозь. Никогда не бывает одинаковых восхождений, как и одинаковых полётов. Каждый новый регион — как новое знакомство, удивительное, неповторимое, особенное. Я очень мечтаю побывать на вершине Антарктиды, на массиве Винсоне, а также взойти на Эверест. В конце концов, побывать в самых потаённых и отдалённых уголках нашей планеты — это ли не жизнь?
Как вы считаете, развивается ли авиация в нашей стране, и что можно сделать для её счастливого будущего?
Безусловно, сейчас, благодаря альтруистам, которые создают частные аэродромы, вкладываются в их развитие и заботятся о процветании, наблюдается рост. Однако этот рост не столь масштабен, как, вероятно, хотелось бы. Для развития авиации необходима поддержка и популяризация. Необходимо открывать больше частных аэродромов и развивать их, сделать авиацию доступной. Увеличивать число заводов, занимающихся производством двигателей, наших самолётов, развивать свои технологии. Я считаю, что в нашей стране авиация имеет огромный потенциал.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.