Су-30 — советский/российский двухместный многоцелевой истребитель завоевания господства в воздухе, поколения 4+.

Су-30 предназначен для уничтожения воздушных целей днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, а также на фоне земли при применении активных и пассивных помех, контроля воздушного пространства, блокирования аэродромов противника на большой глубине и действий по наземным и морским объектам. Су-30 также возможно использовать для управления групповыми боевыми действиями при завоевании господства в воздухе, уничтожения десантов противника в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных целей в простых и сложных метеорологических условиях.

Опыт эксплуатации одноместных истребителей показал, что в современном воздушном бою слишком высоки нагрузки на лётчика, вызванные необходимостью маневрирования и одновременного управления комплексом современного вооружения. Это в полной мере относилось и к новому тогда Су-27С, поэтому было решено ввести в экипаж лётчика-оператора, который мог бы решать тактические и навигационные задачи, осуществлять руководство группой самолётов, а при необходимости и брать управление самолётом на себя, разгружая лётчика при длительных полётах. Кроме того, второй член экипажа несомненно благотворно влиял в психологическом плане. Поэтому ещё в середине 80-х годов в КБ Сухого начались первые проработки концепции боевого двухместного истребителя. Руководителем темы был назначен И. В. Емельянов.

Базовой машиной для разработки нового проекта стал двухместный учебно-боевой истребитель Су-27УБ. В качестве прототипа был выбран самолёт-лаборатория под шифром Т-10У-2, оснащённый штангой дозаправки в воздухе.

В 1988 году на Иркутском авиазаводе были переоборудованы первые два Су-27УБ, получившие в КБ шифр Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе — изделие «10-4ПУ» и бортовые номера 05 и 06. Самолёты оборудовали системой дозаправки в воздухе, новой системой навигации, модернизированными системой дистанционного управления полётом и системой управления вооружением. Первая машина вышла на испытания уже осенью 1988 года, пилотировали заводские лётчики-испытатели Г. Е. Буланов, В. Б. Максименков, С. В. Макаров и Н. Н. Иванов, затем испытания были продолжены в ЛИИ им. М. М. Громова.

В серии новый самолёт получил название Су-30. Производство нового самолёта, ввиду большой преемственности с учебно-боевой модификацией, было решено организовать в Иркутске.

Основные отличия от самолёта Су-27УБ:

  • установлена система дозаправки топливом в полёте с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева;
  • установлена специальная аппаратура связи и наведения, на приборной доске задней кабины смонтирован широкоформатный телевизионный индикатор тактической обстановки;
  • изменена система кондиционирования.

Помимо своей основной функции — завоевания превосходства в воздухе, новый самолёт мог вести длительное патрулирование или сопровождение более тяжёлых ударных машин, а также использоваться в качестве воздушного пункта управления группы истребителей. Сохранилась возможность использования самолёта в качестве учебно-тренировочного. Самолёт предназначался в первую очередь для нужд войск ПВО страны.

Первые два построенных самолёта за № 79371010101 и № 79371010102 поступили в ЛИИ на испытания, после завершения переданы пилотажной группе А. Н. Квочура. Они были перекрашены в красно-сине-белые цвета и получили бортовые номера 596 и 597. Первое публичное выступление пилотажной группы и показ Су-30 состоялись в процессе авиационной выставки в 1992 году. Именно с этого момента в России возобновили показательные полёты и участие в различных международных выставках военной авиационной техники.

Однако, в связи с развалом СССР и тяжёлой экономической ситуацией производство Су-30 велось очень медленно. 148-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава авиации войск ПВО в Саваслейке получил самолёты № 96310107035, № 96310107023, № 96310104007, № 96310104010, № 96310107037 постройки 1994—96 гг. Два самолёта приняли участие в авиашоу RIAT’97.

Участие самолётов в выставках заинтересовало зарубежных потенциальных покупателей. Так как собственной стране уже было не до закупок боевых самолётов, то было решено поставлять Су-30 зарубежным покупателям, что позволило бы поддержать отечественную авиационную промышленность. В результате на базе Су-30 начались работы по экспортным модификациям.

Первым иностранным заказчиком Су-30 стала Индия. Индийская модификация Су-30К («коммерческий») незначительно отличается от базовой модели составом оборудования. Всего было построено 18 машин.

В дальнейшем самолёт неоднократно модернизировался по запросам разных иностранных покупателей и поставлялся за рубеж. В XXI веке на него наконец обратили внимание отечественные заказчики, и на базе одной из последних модификаций для Индии — Су-30МКИ была разработана модификация для России — Су-30СМ. 21 сентября 2012 года самолёт впервые поднялся в небо и уже до конца года два первые серийные самолёта были переданы в ВВС.


Галерея

Фотограф: Андрей Захаренко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *