Вадим Полумбрик
«В России, несмотря на санкции, не происходит какого-то резкого изменения числа авиапроисшествий, что говорит о том, что всё у нас под контролем»
Вадим, вы решили связать жизнь с авиацией уже в десятом классе. Такое желание возникло под влиянием каких-то фильмов про пилотов, книг или чего-то другого?
По правде говоря, до старших классов я вообще не задумывался о лётной деятельности. Потом в интернете познакомился с диспетчером аэропорта, и он мне посоветовал рассмотреть профессию пилота. Увлёкся и довольно быстро понял, что это то, что я и хотел.
В детстве, юношестве летал не особо много, но мне это нравилось. Полёты вызывали яркие эмоции. Особенно нравилось, как кормили. Это для меня было событием! Я в шутку всем говорю, что стал пилотом, поскольку нравилось питание на борту самолёта.
Экзамены по каким предметам нужно сдавать, чтобы поступить в авиационный институт?
В России всего два высших учебных заведения, которые готовят лётный состав: Ульяновский институт гражданской авиации и Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. В остальных учебных лётных заведениях можно получить лишь среднее образование. В училищах, насколько я знаю, идёт отбор по среднему баллу школьного аттестата. А вот в высших учебных заведениях, как в Ульяновске, так и в Питере, нужно сдавать ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и физике.
Какие требования предъявляет ВЛЭК поступающим в авиационный вуз, и можно ли подготовиться к комиссии заранее?
Врачебно-лётная экспертная комиссия опирается на обширные, составляемые много лет федеральные авиационные правила. Требования формировались, утверждались, по сей день переписываются, переделываются, в них вносятся корректировки.
Ко всем кандидатам, поступающим в учебные заведения по подготовке лётного состава, предъявляются самые жёсткие требования именно при поступлении. В дальнейшем требования снижаются.
Интересно, что раньше правила, естественно, были жёстче, с годами идёт тенденция к облегчению требований — сейчас управление современным самолётом не требует такого же отменного здоровья, как несколько десятков лет назад, особенно на заре авиации. Сейчас в самолётах автоматика, контролировать приборы стало максимально удобно.
Как проверяют психологическую устойчивость будущих пилотов?
Помимо ВЛЭК и рейтинга баллов, ещё присутствует профессиональный психологический отбор. Он состоит из трёх этапов. Во-первых, в авиации распространен специальный метод исследования личности. В методике, по-моему, 580 вопросов. Благодаря ответам на них можно выявить психические отклонения. Довольно-таки долго пишется этот тест, особенно если ты его проходишь в первый раз. Ты думаешь над каждым вопросом, а они бывают абсурдные, странные. Например, спрашивают, нравится ли чинить дверные замки. И ты не понимаешь, что отвечать, потому что ни разу этого не делал. Это распространённая история, когда молодые люди из страха завалить тест начинают подгонять свои ответы под некий образ якобы здорового человека, который бы соответствовал данной профессии. В тесте есть шкалы лжи, противоречий, коррекции, и все уловки легко распознать. И не все могут сдать тест с первого раза из-за этих шкал, часто приходится переписывать.
Второй этап включает в себя тест на активную мозговую деятельность. Задача: максимально нагрузить твою «операционку», чтобы дым из ушей пошёл. Дают различные упражнения на быстроту мышления, логику, реакцию, работу фокусного и периферийного зрения. Нужно найти алгоритм, что-то расшифровать, сориентироваться в пространстве. На первый взгляд вещи простые, но с ними нужно справляться в условиях дефицита времени и в напряжении.
Ну и третья часть подразумевает личную беседу. В ней узнают, насколько ты образован в сфере авиации, мотивирован. Меня спрашивали фамилии лётных деятелей, конструкторов российской авиации, просили рассказать, чем они знамениты, вспомнить ныне существующие и популярные в прошлом самолёты. Интересовались, куда бы я хотел пойти работать в текущей ситуации, что я знаю о месте, куда планирую поступать.
По своим баллам ЕГЭ вы могли бы поступить в любой российский вуз. Почему выбрали Ульяновский институт гражданской авиации?
Я принял решение о поступлении задолго до того, как выбрал предметы, которые хотел сдавать, и начал готовиться к ЕГЭ. Вне зависимости от того, успешно ли я сдам экзамен, суперуспешно, оригинал аттестата планировал отправить в Ульяновский институт гражданской авиации.
В 2016 году любой выпускник школы имел возможность отправить документы в пять учебных заведений на три специальности в каждый. Я отправил везде, где только хватило фантазии, и для перестраховки, и просто ради спортивного интереса, и везде поступил. Однако ещё до итоговых результатов отправил оригиналы документов в Ульяновск. Был уверен в поступлении. Из 258 человек, которые поступали в тот год на наш курс, я был одиннадцатым.
У вас была лучшая успеваемость на курсе. Можете ли сказать, что вам свойственна внутренняя мотивация, благодаря которой вы проявляли большую настойчивость в обучении?
Да, конечно, внутренняя мотивация была. И я долго думал над тем, почему всё получается лучше всех всегда. Мне кажется, есть ряд причин.
Во-первых, это стремление быть лучшим в том, чем ты занимаешься. Одногруппники говорили, что я хорошо учусь не потому, что фанатею от авиации. У меня и другие интересы были в процессе обучения. В любой вуз, куда бы меня не закинь, я бы везде учился отлично. Но нас грузили учёбой, каждый ей уделял большую часть времени, и для меня это была соревновательная планка. Плюс, конечно, интеллектуальные личностные способности, память, понимание наук. У меня всё совпало.
На каком курсе студентам разрешается поднимать самолёт в небо? Насколько комфортно вам было за штурвалом Diamond DA40, Diamond DA42 во время прохождения лётной практики?
Программы варьируются в зависимости от учебного заведения — высшее оно или среднее. В училище уже после первого курса по плану идёт лётная практика, а в вузе она предполагается только после второго.
Однако мне и моим сверстникам не повезло, мы учились во время пандемии. До неё авиация была на подъёме, и все инструкторы из лётных училищ стали уходить в авиакомпании за более высокими зарплатами. Образовался дефицит кадров в училищах, поэтому лётная практика стала задерживаться. Летать мы стали только под конец пятого курса, практически перед выпуском, и ни один человек к выпуску не успел отлетать программу.
Сейчас наоборот: авиакомпании сократили пилотов, и многие устроились инструкторами в училища. Сейчас всё как надо с учёбой, но с работой у действующих пилотов проблемы.
Вернусь к самолётам. Первые полёты подарили непередаваемые ощущения. Чувство свободы! Мы так долго шли к этому, пять лет учились теории без практики, кто-то летал в аэроклубах, но не по профессиональной программе. По секрету, Diamond технологичнее Boeing, на который я переучился. Он более модернизирован.
Вам удалось устроиться в «Аэрофлот» — одну из самых желанных авиакомпаний для пилотов. Скажите, на каком этапе собеседования «отваливается» большинство кандидатов?
Сложность попадания в компанию во многом зависит от того, в каком состоянии она находится. Ещё буквально два-три года назад «Аэрофлот» брал всех подряд: приезжал в вузы, училища, агитировал и вытаскивал к себе. Причём практически не смотрели, кто ты, что из себя представляешь, какая у тебя успеваемость. В «Аэрофлоте» была жёсткая потребность в кадрах, а потому устроиться туда было просто. Сейчас в «Аэрофлот» попасть сложнее всего. Массовых наборов компания не проводит.
Как проходил собеседование я и что было самым сложным? На мой взгляд, технические знания. Тебя прогоняют через большое количество специалистов. Только с одним из них я общался порядка трёх часов. Мы поговорили о будущем в авиакомпании, авиационной метеорологии, воздушной навигации, аэродинамике, динамике полёта, конструкции и эксплуатации двигателей турбореактивных, турбовентиляторных, приборном оборудовании, радиооборудовании, электрооборудовании. Все дисциплины даже не вспомнишь. По итогу собеседник, он, кстати, курировал фильм «Экипаж», вместе с режиссёром продумывал сценарий, должен был решить, пропускать меня дальше к профильным специалистам или нет. Решение было принято положительное, и, как мне потом сказали, ему даже интересно было со мной беседовать.
В дальнейшем я решал тестовые задания на бумаге, картах у разных начальников авиакомпании. Проходил собеседование с командирами лётных отрядов Boeing и Airbus, так как неизвестно было, на какой самолёт меня сажать.
Самым сложным из всего перечисленного оказались знания по конструкции и эксплуатации магистральных воздушных судов и конструкции и эксплуатации турбореактивных, турбовентиляторных двигателей. Многих отправляли готовиться, а я прошёл с первой попытки, даже, честно, не зная, что мне предстоит отвечать на эти вопросы.
Как вы оцениваете надёжность Boeing 377, пилотом которого вы являетесь в данный момент?
Я думаю, не просто так этот самолёт является самым распространённым в мире. Boeing 377, Airbus A320 — два популярных самолёта с совершенно разной философией. Однако более конкретно и ответственно могу сказать, что Boeing максимально надёжен. Когда ты переучиваешься, начинаешь летать на нём, понимаешь: он придуман гениями. И если многие вещи поначалу казались неуместными, неправильными, нелогичными, спустя время у тебя в уме складывается пазл, почему сделано именно так. Boeing настолько продуман, все системы продублированы и надёжны, что очень сложно недооценить подход, с которым он был создан.
Boeing 377 был спроектирован в 1960-х годах, однако в дальнейшем, по мере развития авиационной техники, выпускались его модификации. По сей день этот самолёт является лидером на мировом рынке авиации по количеству эксплуатантов. Что интересно, Boeing будто создан для любителей олдскульной авиации. Ты чувствуешь самолёт, понимаешь, что ты пилот, а не оператор.
Как у вас складываются отношения с другими пилотами внутри компании?
Я всё больше убеждаюсь, что авиация — семья, где все заинтересованы в добрых партнёрских отношениях. Общество пилотов максимально доброжелательное, тактичное, интеллигентное. Все всегда помогут, расскажут, кто, что и где.
Важно, что каждый с уважением относится к пройденному другими пути. Не так просто в этой сфере каждому всё далось, да и работа пилота подразумевает, что ты постоянно летаешь с новым членом экипажа. Взаимодействуешь, за жизнь друг друга отвечаешь в течение многих часов полёта.
Многих волнует вопрос: безопасно ли летать на самолётах в условиях санкций?
Я не политик, чтобы знать всю подноготную и всю кухню того, что и как сейчас происходит, однако, как пилот могу сказать, что всё хорошо. Миллионы пассажиров перевозят наши российские авиакомпании ежегодно, и в этой связи всё контролируется, все тонкости, все нюансы.
На самом деле, самолёт — довольно-таки надёжная штука, потому как вероятность того, что что-то случится, крайне мала. Boeing гарантирует 99% безопасности. В оставшемся одном проценте 95% — это если что-то в полёте пойдёт не так и 5% — человеческий фактор.
Современные самолёты проходят под сто этапов проверок, чтобы максимально снизить уровень риска. В России, несмотря на санкции, не происходит какого-то резкого изменения числа авиапроисшествий, что говорит о том, что всё у нас под контролем.
Вадим, а что вы думаете о нынешней ситуации в авиации?
Я, скорее, скажу сейчас своё мнение, потому что объективную ситуацию мало кто знает. Все мы просто сотрудники в найме. Сейчас мне самому непросто живётся в текущей обстановке, однако самые опытные люди в нашей компании советуют стиснуть зубы, перетерпеть момент, не вешать нос. В России такая тенденция — либо всё очень хорошо, либо плохо. И это постоянные кризисы, подъёмы. Рано или поздно всё будет хорошо. Я в этом не сомневаюсь. Авиация ещё долго будет существовать. Ещё нет более технологичного транспорта, чем самолёты. Будем верить в лучшее.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.