Василий Остапенко

0

«Первые полёты с отцом запомнились сосисками с кетчупом и горошком, которые готовили на аэродромной кухне под Егорьевском»


Василий, вы родились в пропитанном авиацией Жуковском. Как этот город помогал взрастить интерес к профессии?

В детстве я не понимал, что город полностью пропитан авиацией. Самолёты на постаментах, памятники, названия улиц, авиационные мероприятия, ежедневный шум реактивных двигателей — всё это было для меня в любой день. Восторг от того, что я вырос в таком грандиозном городе, пришёл только в осознанном возрасте, даже ближе к окончанию института. Но в любом случае все полученные в детстве образы, знания, впечатления сильно помогли мне в освоении профессии.

Ваш дедушка Пётр Максимович Остапенко — заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. Он делился с вами рассказами о пережитых в профессии событиях?

Поразили меня лёгкость и спокойствие, с которыми он рассказывал про сложнейшие ситуации в небе, о том, как выводил самолёты на максимальные режимы по перегрузкам, скоростям и высотам. К сожалению, дедушки не стало, когда мне было 14. Больше впечатлений я получил на памятных вечерах, посвящённых ему, коллеги и просто хорошие люди делились историями о том, как он работал, какие ситуации с ним были и как он их решал. Да и в целом, каким он был. Плюс многое сказано о дедушке в книгах и видеороликах.

С отцом, пилотом-инструктором, учёным и инженером, вы начали летать на ЯК18Т с пяти лет. Чем запомнились первые полёты?

(Смеётся.) Честно говоря, первые полёты с отцом запомнились сосисками с кетчупом и горошком, которые готовили на аэродромной кухне под Егорьевском. С какой же скоростью я бежал в столовую после полёта!

Поскольку моя лётная практика началась в очень раннем возрасте, мне будет сложно вспомнить нюансы и моменты. Благодаря полётам самолёты, аэродром, взлёты и посадки стали для меня обыденными и понятными. Я не считал это чем-то опасным и экстремальным. Освоение такой стихии, как небо прошло очень плавно. И что хочется отметить, основой были именно ощущения и опыт, а не знания из книжек. В 8–10 лет я не понимал физику и аэродинамику, но уже чувствовал самолёт и мог выполнять взлёты и посадки.

В 15 вы отправились в первый самостоятельный полёт на слегка неисправном самолёте. Какие ощущения и эмоции при этом испытывали?

Осенью 2012 года я впервые оказался за штурвалом один. Был азарт выполнить всё чётко, на установленных рубежах, без ошибок и с полным контролем ситуации. Особенно меня подбадривал сам самолёт: рокот девятицилиндрового поршневого двигателя с 360 л. с. очень хорошо помогал быть начеку. Полёт прошёл почти штатно. Единственное, на послепосадочном пробеге по мокрой вязкой грунтовой полосе из-за сложности управления тормозной системой я ушёл правее оси ВПП. Прямо на полосу ко мне подбежали все с аэродрома, поздравили и помогли вытолкнуть самолёт на центр полосы.

А доводилось ли вам чинить самолёты?

Вот чего мне не хватило, да и сейчас не хватает — это такого рода работы. По самолёту я выполняю функции пилота: осматриваю его, заправляю, доливаю масло, проверяю все системы, но не более. Может, в ближайшем будущем удастся хорошенько поковыряться в чьем-нибудь самолёте. (Улыбается.)

Уже через три года вы управляли С172. Каковы особенности этого самолёта, заметили разницу в управлении по сравнению с предыдущим типом?

При освоении своего первого типа — Як18Т, отец говорил: «Если ты научишься на нём летать, то с остальными проблем не будет». Так и оказалось. Самолёт Cessna 172 оказался для меня максимально комфортным и понятным. Для себя подчеркнул сильное отличие этого самолёта при посадке — уж очень хорошо он планирует в отличие от Як18Т. На ЯКе, где ты газ убрал, там и коснулся полосы.

Вы окончили лицей с аэрокосмическим уклоном, затем на отлично Ульяновский институт гражданской авиации. На ваш взгляд, что для пилота важнее — теория или практика?

На мой взгляд, теория дает пилоту максимальную свободу. Но без практики ты ей воспользоваться не сможешь. Думаю, очень важно чувствовать все грани, поведение самолёта, а также иметь опыт полётов в абсолютно разных ситуациях и условиях.

После института вы выполняли полёты в малой авиации. Какой опыт получили здесь?

При полётах в малой авиации пилот становится максимально самостоятельным и ответственным за все процессы. Именно этого опыта мне не хватало в учебном заведении. Благодаря году после выпуска и до устройства в авиакомпанию я смог себя почувствовать настоящим командиром воздушного судна. Были дни, когда вставал в пять утра, разбирался с заправкой самолёта топливом и маслом, организовывал план полёта, загружал экипаж и оборудование, летал по Московской области восемь часов в день, потом над МКАДом летел на другой аэродром, приземлялся, организовывал питание и ночлег экипажу и готовился к следующему лётному дню. Горжусь этим опытом.

Кроме того, вы работали педагогом. Получается, вы лишь на несколько лет были старше своих учеников. Они к занятиям и к вам, как к преподавателю, относились серьёзно? Как удалось заслужить авторитет?

Вместе с основной работой я преподаю авиационные курсы для детей. Главными инструментами для получения авторитета выбрал достойное общение на равных, развитие интереса к занятиям и личный пример. Если я от ребят требую выполнения заданий и прибытия на занятия вовремя, то и сам обязан этому соответствовать. Мне кажется, с этого всё и начинается.

Вот уже три года вы работает в авиакомпании «Россия». Как вас приняла команда?

Компания очень большая, все люди заняты конкретной работой, так что я особо не помню, чтобы меня как-то встречали. Как только были собраны документы, мне организовали все необходимые курсы для получения допуска к полётам на суперджете, и я с огромным рвением шёл на каждое занятие. А то, что мы там проходили, с кем и как было второстепенным. Я приближался к своей работе, к долгожданным полётам.

Здесь вы переучились на SSJ100. Чем нравится этот самолёт?

Очень приятно летать на самом современном и передовом самолёте, доступном в нашей стране. Он интуитивно понятен, удобен в ежедневной работе. Благодаря грамотному приборному оборудованию и мощной автоматизации пилот максимально разгружается и летает эффективно и безопасно.

Сейчас у вас общий налёт около 1 500 часов, из них 300 в качестве командира воздушного судна. А какой из полётов запомнился больше всего?

Сложно сказать. Помню множество таких полётов, их даже больше, чем обычных, рутинных. Правда, один сейчас пришёл на ум — первый самостоятельный полёт с молодым командиром. Меня за ним закрепили, как опытного второго пилота. Чтобы стать командиром воздушного судна, нужно пройти огромное количество проверок и соответствовать очень большому количеству требований — по знаниям, навыкам, характеру. И вот Иван, новоиспечённый командир, всё прошёл. В штатном режиме мы слетали с ним его первый самостоятельный полёт в качестве КВС. Но я думаю, вы всё равно понимаете, что это очень ответственный этап. И для меня, и для командира.

Профессия пилота считается романтической. Так ли это? А как завоевать сердце пилота?

Перефразирую одно известное выражение: «Романтика в глазах смотрящего». Мне она открывается во время разбега по усеянной огоньками полосе, при взлётах и посадках на закатах и рассветах, в общении по радиосвязи с высоты 11 тысяч метров, в путешествиях, сложностях, которые мы решаем. Конечно, индивидуальный вопрос, но любому мужчине, будь то пилот или другой работяга важно, чтобы рядом была счастливая, довольная девушка.

Как вы проводите свободное время?

Говорят, лучший отдых — смена деятельности. Вот это точно про меня. То иду на волейбол, то думаю, как пойду на него, готовлюсь к занятиям в авиакружке, планирую семейные дела и поездки, встречаюсь с друзьями, хожу в баню, бегаю, и заодно слушаю музыку. Отдыхаю в таком духе. Если обобщить, стараюсь много времени уделять семье, здоровью и увлечениям.

Что для вас значит авиация сегодня?

Для меня авиация — это что-то родное. Это та сфера, в которой благодаря насыщенному детству, увлечениям, образованию в УИГА и переучиванию в компании, я как рыба в воде. Мне очень приятно работать в этой атмосфере, среди настоящих профессионалов. Иногда я даже удивляюсь, как же мне нравится моя работа и как мне в целом повезло! Мир авиации очень интересен.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.

Добавить комментарий