Виталий Королёв
«Подарить человеку крылья, возможность летать — что может быть прекраснее этого?»
На самом деле, мой стаж лётчика-инструктора не совсем большой. Из всего опыта полётов в авиации ДОСААФ только три года я проработал инструктором. Скажем так, для меня работа инструктора намного интересней и увлекательнее, чем полёты по перевозке грузов и пассажиров. Действительно, приходит человек в аэроклуб с целью научиться летать. Не имея навыков, не обладая знаниями, даже не предполагая, а получится ли у него. В общем-то, это чистый лист. Инструктору предстоит шаг за шагом, двигаясь от простого к сложному, научить его грамотно и безопасно пилотировать воздушное судно. Подарить человеку крылья, возможность летать, что может быть прекраснее этого?
Лётная работа — одна из самых сложных из направлений деятельности человека. Инструктор должен обладать обширными знаниями по педагогике, психологии, методике лётного обучения. В совершенстве владеть летательным аппаратом, на котором происходит лётное обучение. Да и сам должен обладать морально-психологическими качествами, позволяющими ему работать инструктором. Быть примером во всём, особенно при работе с подростками, как бы это ни звучало пафосно. Как тут не вспомнить моих инструкторов старой советской школы. Они не только были исключительными лётчиками, мастерами спорта, инструкторами, тренерами и педагогами. Они были примером для нас, 16-летних пацанов, кто поступил обучаться в АСК ДОСААФ. К ним мы обращались с вопросами не только по лётному обучению, инструкторы помогали советом и в сложных жизненных ситуациях. Я с благодарностью вспоминаю своих инструкторов Сергея Ивановича Изотова, Валерия Павловича Белявского. Благодаря этим замечательным людям я стал лётчиком, личностью, выбрал профессию и получил чёткие жизненные ориентиры.
Быть в небе — большая нагрузка. Как вы с ней справляетесь?
Лётная работа от инструктора требует крепкого здоровья и железных нервов. Особенно в лётном обучении. Все люди разные. Кто-то схватывает на лету, но быстро теряет интерес. Кто-то долго усваивает всё новое, зато запоминает это навсегда. Надо найти компромисс, подобрать ключик к человеку, доходчиво объяснить, найти правильные слова, приободрить, поддержать своего ученика, дать возможность ему поверить в себя, не дать ему опустить руки. Всё это входит в компетенцию лётчика-инструктора.
Работа сложная в моральном и физическом плане. Высший пилотаж — серьёзная нагрузка на организм лётчика. Зато как радуется инструктор, когда у ученика наконец всё получается. Это моральное удовлетворение от результатов своего труда, пожалуй, не сравниться ни с чем.
Справляться с большой физической нагрузкой помогает физкультура. В молодости серьёзно занимался лёгкой атлетикой, бегом на длинные дистанции. Сейчас круглый год — это тренажёрный зал. Летом плавание, зимой лыжи и коньки. Спортивная ходьба на свежем воздухе.
Ну а психологически восстановиться помогают русская баня, походы в лес, дача, путешествия и общение с друзьями-пилотами в неформальной обстановке. У нас отличный, дружный коллектив в авиационном клубе ДОСААФ, замечательный директор, что тоже способствует морально-психологической разгрузке, повышению уровня эффективности работы авиационной организации.
Вы летаете на ЯК-52 — учебно-тренировочном спортивно-пилотажном самолёте. В чём его особенность, что самое трудное в управлении?
Да, я летал на Як-52, это мой первый тип и самый любимый самолёт. Своему любимцу я готов прощать всё. Наверное, объективно мне будет сложно оценить его. Особенность его в том, что впервые ОКБ Яковлева сделало учебно-тренировочный самолёт на базе спортивно-пилотажного, одноместного Як-50. «Полтинник» без натяжки, был самолётом, созданным для мастеров спорта и уровня компетентности чемпионата мира и Европы. Поэтому его «сын» — двухместный Як-52, унаследовал все генетические особенности «папы». Мощность двигателя 360 л. с., ВИШ, большие угловые скорости вращения по элеронам, убираемые шасси, механизация крыла — щитки, на тот момент современный пилотажно-навигационный комплекс. Всё вместе, довольно богатое оснащение для учебного самолёта.
Поэтому самолёт был сложен в освоении для первоначального обучения лётчиков. Наверное, это единственный его недостаток, если так можно сказать.
Вместе с тем он приучал лётчика с первых полётов на данном типе к дисциплине и внутренней собранности. Несмотря на установленную на Яке ССКУА-1А (систему сигнализации критических углов атаки), предупреждающую пилота о выводе самолёта на критические углы атаки. Грубых ошибок в технике пилотирования самолёт не прощает.
Главное достоинство 52-го заключается в том, что на этом самолёте можно дорасти до мастера спорта и чемпиона страны, Европы и мира, не проходя переучивания на другие типы. И возможность освоить без затруднений любой тип классом выше.
В зональных соревнованиях, на чемпионатах России вы занимали призовые места. А как готовились к состязаниям?
Подготовка к соревнованиям настолько многогранна, что, пожалуй, если её описать досконально, понадобится написать книгу. К сожалению, сейчас главный вопрос подготовки к соревнованиям, это в первую голову вопрос финансовый. В советское время нужно было только иметь желание и талант. Авиационная организация ДОСААФ, в которой ты летал спортсменом, все расходы брала на себя. Спортивный самолёт, бензин, масло, обслуживание авиационной техники, запчасти, работа тренера, проживание, питание, проезд, командировочные оплачивало государство. Сейчас всё это лежит на плечах спортсмена. От этого популярность и массовость самолётного спорта упала в разы.
Подготовка к соревнованиям начинается с тесной работы с тренером. Изучение новых «обязательных», разбор прошлогодних «тёмных» и составление произвольных комплексов пилотажа. Детальная проработка их на земле. Отработка «пеший по лётному». Потом вывозные, контрольные и тренировочные полёты. Где тренер уже с тобой, находясь в задней кабине самолёта, повторяет старые и отрабатывает новые фигуры пилотажа.
В самостоятельных полётах тренер постоянно висит на трубке радиостанции, руководит твоим пилотажем дистанционно. А ты выписываешь свои «пируэты», находясь один в кабине, слушая его по радио. «Направление ушло, ручку дай в борт больше, вертикаль стоишь в плюсе», — слышишь в наушниках шлемофона его подсказки. За какие-то 12–15 минут высшего пилотажа в комплексе лётчик-спортсмен теряет около 3 кг веса, вылезая из кабины и снимая парашют, в напрочь промокшем от пота комбинезоне. Вечером разбор полётов. Где снова проговариваем, обсуждаем, записываем свои ошибки в рабочую книжку. Так вкратце выглядит подготовка к предстоящим соревнованиям.
Большое значение для вас имеет поддержка близких. Как они вам помогали?
Моральная поддержка со стороны родных и близких, конечно, очень важна. Без неё невозможна подготовка и участие в соревнованиях, в столь сложном техническом виде спорта — самолётном. Часть функций перекладывается на близких людей. В лётные дни, когда идёт подготовка к соревнованиям, практически с раннего утра и до позднего вечера, ты находишься на аэродроме. Обязанность увести ребёнка в детский садик и потом его забрать, возлагается на дедушку или бабушку. Покупать продукты приходится супруге, приготовление обеда и ужина ложится на её плечи. Всё семья вынуждена перестраивать свой график. В семье важна доброжелательная атмосфера. Все поддерживают тебя, несмотря на свои каждодневные заботы и проблемы.
Фактически все члены семьи работают на твою будущую победу. Её может и не быть, но они верят в тебя.
Вы работаете лётчиком-инструктором. Каких результатов достигли ваши ученики?
Когда я работал инструктором, трое из пяти моих курсантов поступили в Омское летно-техническое училище гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского. Успешно его окончили. Все трое работают вертолëтчиками, вторыми пилотами. Один из них недавно ввелся командиром воздушного судна Ми-8, в а/к UTair. Один из курсантов, не связавший жизнь с авиацией, окончил университет, стал юристом.
Сейчас вы помощник командира воздушного судна Ан-2. Долго привыкали к новому для вас самолёту?
Практически не привыкал, ввëлся в строй и начал летать. Помимо Як-52 я освоил Злин-142. Летал на нём с левого и правого сидения. Днём и ночью. Поэтому трудностей с освоением самолёта Ан-2 не было.
Кроме того вы тренер по планерному спорту. За что вы любите эту деятельность?
К тренерской работе по планерному спорту — класс начальный я приступил в этом году.
Это направление работы с подростками было популярно в Советском Союзе. В стране существовали сотни планерных школ, клубов, секций. Это очень перспективное направление. За ним будущее.
Я очень рад, что стараниями энтузиастов это направление возобновило своё развитие в России. Сейчас открываются новые юношеские планерные школы (ЮПШ). Проводятся соревнования, чемпионаты России. В своей деятельности ЮПШ имеет много плюсов и преимуществ. Представьте только, что достаточно одного планера БРО-11 МС, лебёдки с мотором, канистры бензина и тренера по планерному спорту, чтобы подготовить десятки юных планеристов, которые осознанно и мотивировано начинают свой путь в авиацию. От поступления в лётные училища до дальнейшего занятия планерным спортом, уже на «взрослых» классах планеров.
И это при минимальных финансовых затратах, абсолютной безопасности для ребёнка, простоте и доступности такой школы для небольших населённых пунктов.
Примечателен и тот факт, что сохранена, наработана и доработана методика лётного обучения ребят с 12 лет на подлётных планëра БРО-11. Существуют программы и конспекты для обучения. Много литературы по данному вопросу.
Существенный фактор, что планеры БРО-11МС производятся серийно в CибНИА имени С. А. Чаплыгина в Новосибирске.
В ближайших планах — открытие юношеской планерной школы. Почему есть желание передать знания молодому поколению?
К сожалению, на данный период существует ряд рукотворных проблем, созданных для авиации ДОСААФ. Это и дыры в нашем законодательстве, отсутствие чёткого определения статуса государственной авиации ДОСААФ в ФАП, трудности с финансированием. Поэтому обучение на самолётах в этой прославленной организации сведено к минимуму.
ЮПШ — это возможность работать с детьми с самого раннего возраста. Заниматься их профориентацией, физкультурой и оздоровлением, воспитанием, образованием, спортом. ЮПШ — это уникальный опыт предыдущих поколений. Он позволяет при минимальных финансовых затратах подготовить сотни и тысячи планеристов, будущих лётчиков.
Россия великая авиационная держава, была и, очень надеюсь, будет оставаться таковой. Со своей стороны мы, тренеры и инструкторы, всё сделаем для этого. Наши дети должны летать!
Говорят, у самолёта есть душа. Так ли это на самом деле?
Как бы это ни показалось странным, действительно, у каждого самолёта есть душа и свой характер. Даже судьбы у этих прекрасных творений гения и рук человеческих, как и у людей, их создавших, разные.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.