Юлия Комиссарова
«Успешно выбранная профессия должна раскрывать потенциал человека, его сильные стороны должны иметь применение»
Юлия, вы пришли работать бортпроводником в крупнейшую российскую авиакомпанию в 22 года. А чем вас вообще привлекли самолёты?
Мой путь к заветной мечте начался примерно в 10 лет. Я случайно увидела передачу про расследования авиакатастроф на National Geographic. И у меня появился интерес, было очень любопытно предполагать, что привело к тем или иным итогам.
Я училась в школе с углублённым изучением немецкого языка, потом в Германии по обмену. Затем поступила в Московский педагогический государственный университет на отделение романо-германских языков, специальность «Лингвистика».
Как я сказала, мне хотелось стать пилотом ещё в детстве, но тогда это казалось мне чем-то недосягаемым. В то время женщин-пилотов было мало. Да и самой казалось, что нужно заниматься тем, что само идёт в руки и легче всего даётся, я думала это и есть то, что имеют в виду, когда говорят, что человеку что-то дано. Тогда решила, что буду бортпроводником, и даже знала, в какой авиакомпании. Это было логично, проще в реализации и связано с тем, что мне легко давалось на тот момент, то есть, с изучением иностранных языков. Поэтому всё моё окружение было в курсе, где и кем я буду работать. У меня не было плана «Б» на случай, если не прошла бы собеседование или медицинскую комиссию, почему-то была уверена, что всё пройдёт гладко. Хотя из более чем 80 человек успешно прошли собеседование около 20, неизвестно, сколько из них далее смогли справиться с медицинской комиссией и учёбой. Так хорошо, что всё получилось так, как я мечтала.
Каким было собеседование, какие требования к вам предъявляли?
Надо сказать, что я проходила собеседование ещё по старому образцу. Была удивлена количеству желающих, потому что мне казалось, что это очень специфическая профессия.
Насколько я помню, собеседование проводили три специалиста, среди которых был фотограф, преподаватель английского языка и психолог. Они задавали вопросы об образовании, предыдущем опыте работы, также проверяли знание английского. Заметила, что больше всего акцентировали внимание на умении поддержать беседу, на уверенности в себе, связности речи, степени владения английским языком и на внешних данных.
Я была в числе тех, кому дали зелёный свет. Следующим этапом была медкомиссия, которую, насколько знаю, тоже удалось пройти не всем. После успешного её прохождения будущие бортпроводники приступали к обучению.
Мы изучали АСП (аварийно-спасательная подготовка), мне был очень интересен этот предмет. У нас был замечательный преподаватель, он подробно объяснял принципы работы аварийно-спасательного оборудования. Также отрабатывали действия в аварийных ситуациях и соответствующие команды.
Затем начался другой предмет — сервис, и он уже давался мне не так просто, хотя у нас был отличный преподаватель, до сих пор его помню и смогу узнать, если встречу его когда-нибудь ещё раз (это редкость для бортпроводников, ведь у них обычно посредственная память на лица). Однажды он даже летел рейсом, на котором я работала, была очень рада его встретить, особенно в такой обстановке.
Работа в самолёте и офисе существенно отличается. Как строился рабочий день?
Рейс, который предстоит выполнить, может быть разворотным. Это значит, что после того, как вы прилетите в пункт назначения и пассажиры выйдут, самолёт сразу готовят к обратному перелёту. Такая стоянка может продолжаться, например, 40 минут или в некоторых авиакомпаниях даже меньше, далее вы снова встречаете пассажиров и летите обратно.
Рейс может быть с перерывом на отдых, то есть в пункте назначения вы отдыхаете либо в гостинице, либо остаётесь на борту воздушного судна, зависит от количества времени между рейсами.
Ну и, конечно, есть рейсы, о которых мечтают большинство тех, кто хочет работать в сфере авиации, — это командировки или «эстафетные» рейсы. В разных авиакомпаниях продолжительность командировки разная. В моём случае они обычно не длились дольше суток, лишь однажды за два года работы был двухсуточный Абакан.
Действительно, рабочий график был специфическим. Два раза в неделю приходил так называемый «план-наряд». С его помощью бортпроводники узнают, какие рейсы и когда им предстоит выполнить, или там могло быть указано, что необходимо пройти какие-либо занятия или обучение. С одной стороны, это очень приятно, быть в ожидании момента, когда узнаешь, куда полетишь в ближайшее время, но с другой, сложно планировать свою жизнь, свободное время. Например, на Новый год не стоит рассчитывать остаться дома и поднять бокал шампанского с близкими, вполне возможно, что вы встретите его в другом городе, стране или, как я в 2019 году, в самолёте на этапе захода на посадку. При этом окружать вас будут люди, которых вы знаете, от силы, пару часов.
Будучи уже в Дюссельдорфе, мы прибыли в гостиницу, и помню, как я общалась по видеосвязи с друзьями, которые вовсю отмечали Новый год. Это были очень своеобразные ощущения.
У вас есть любимые маршруты? Что удалось посмотреть в свободное время, когда вы улетали на несколько дней?
Когда я устраивалась на работу, мечтала летать на широкофюзеляжном дальнемагистральном самолёте и думала, что мне в дальнейшем захочется работать в бизнес-классе, а потом и старшим бортпроводником. Тогда мечтала работать на Boeing 777. Примерно на третий месяц работы я на нём и полетела.
Конечно, при выполнении рейсов большой продолжительности требуется качественный отдых, поэтому порой в командировках не удавалось посетить все желаемые места.
Обычно больше всего запоминались рейсы, где был сформирован экипаж из открытых, дружелюбных и любознательных личностей. Мне хорошо запомнилось, как мы посещали Саяно-Шушенскую ГЭС, смотрели достопримечательности во Владивостоке, покупки в Сеуле, снежная буря в Петропавловске-Камчатском, чай в Пекине и прогулки в Дубае.
Иронично, что в итоге моими любимыми оказались внутренние рейсы по России, особенно до трёх часов полёта, «коротыши», насколько помню, их называли. Такие, как Мурманск, Казань, Минеральные Воды, Екатеринбург, Саратов, Волгоград, Краснодар. Хотя у меня была обширная география полётов, включая Европу, Азию и Америку, были такие направления, как Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Хабаровск, Дубай, Сеул, Шанхай, Ханой, Лос-Анджелес, Нью-Йорк.
Что касается нескольких дней, за два года работы у меня была лишь одна командировка на двое суток. И экипаж на том рейсе был замечательный, с теплом вспоминаю его.
А случались форс-мажоры?
Как таковых форс-мажоров у меня не было, в основном рабочие моменты: турбулентность, задержки вылета, конфликтные ситуации, пассажиры в состоянии алкогольного опьянения, ухудшение их самочувствия на борту.
Но хорошо помню два самых тяжёлых для меня рейса. Один из них был в самом начале. Мы успели обслужить пассажиров, но получилось, мягко говоря, впритык. На том рейсе было очень много детей и младенцев, заказов на специальное питание, полная посадка. Надо сказать, это был мой третий или четвёртый рейс с начала работы. Я воспринимала всё близко к сердцу и не давала себе право ошибиться, но, встретившись с действительностью, поняла, что необходимо поменять отношение к подобным ситуациям.
Ещё был рейс в Лос-Анджелес, около 12 часов полёта. Пассажир очень громко возмущался, что ему достался выбор питания не из трёх блюд, а только из двух. Собственно, классическая история, которая случалась, наверное, у каждого бортпроводника.
Так что иногда случались тяжëлые и изматывающие рейсы, но всë решаемо, просто иногда было чуть сложнее.
Есть ли у бортпроводников карьерный рост?
Рост есть, можно стать старшим бортпроводником, а также инструктором. В принципе это и есть потолок, далее можно попробовать себя в бизнес-авиации.
До того, как я начала работать бортпроводником, думала, что мне захочется двигаться по карьерной лестнице в этой профессии. Фактически поняла, что моими любимыми являются короткие разворотные рейсы по России в экономическом классе на Sukhoi Superjet. Интересный поворот получился исходя из того, что изначально грезила о командировках в далёкие страны.
Поработав в качестве бортпроводника, могу сказать, что, по моему мнению, это призвание. Так обычно говорят про учителей, но к этой профессии тоже применимо.
Я встречала настоящих профессионалов, в основном это были представители старой школы. У них есть особая комбинация личных качеств, навыков и опыта, что вкупе даёт им возможность не выгорать и по-настоящему наслаждаться рабочим процессом.
Вы уволились через три года. С каким чувством уходили с работы, о которой мечтают сотни девушек?
Я увольнялась с чувством огромного воодушевления перед поступлением в училище. Эта работа была интересной, я очень рада, что в моей жизни случился этот опыт, но моим призванием она не стала. Я бы сказала, что успешно выбранная профессия должна раскрывать потенциал человека, его сильные стороны должны иметь применение. Если профессия требует задействования качеств, которые в человеке отсутствуют, это в дальнейшем, скорее всего, приведёт к выгоранию.
Наверное, об этой работе мечтают очарованные романтикой этой профессии люди, но, в действительности, конечно, всё не совсем так, как описывают это многие бортпроводники-блогеры. Все хотят показать лишь положительные стороны, фотографии с Мальдив, но мало кто пишет, как он пару часов между прямым и обратным рейсом поспал в Уфе или Челябинске. Многие клюют на красивую картинку, пожалуй, поэтому мы можем наблюдать такую интенсивную сменяемость кадров на текущий момент.
В том же году вы стали обучаться в Сасовском лётном училище гражданской авиации. Какими были ожидания от учёбы, совпали ли они с реальностью?
Я предполагала, что будет больше свободного времени, учёба будет менее интенсивной, думала, что буду часто бывать дома, так как, казалось бы, Сасово находится не так далеко от Москвы, как другие училища.
Фактически это было полное погружение в совершенно иной мир, в новом коллективе (благо мне очень повезло с группой), в непривычной обстановке. Я поняла, что трудности очень сплачивают людей, мы нервничали перед экзаменами, радовались и обсуждали их итоги, делились впечатлениями о полётах, особенно первых самостоятельных, которые курсант выполняет в одиночку, в общем, и плакали, и радовались вместе. Как-то в начале обучения наш преподаватель физкультуры Анатолий Николаевич Шувариков сказал: «Ребята, занимайтесь спортом, это ваше золотое время». Так оно и было, яркий этап жизни, столько всего мы пережили за три года учёбы и прошли всё это вместе.
Какие предметы для вас наиболее интересны?
Во время учёбы я убедилась в том, что мне интересно изучать устройство различных механизмов. На сессии у нас были так называемые комплексные экзамены. Это означает, что вы сдаёте до пяти предметов в один день. Очень пугающе звучит, пока не попробуешь. Был комплекс под названием ПиЭРТО, в него входили несколько моих любимых дисциплин: конструкция ВС, двигатель, приборное оборудование. Также мне нравился английский язык, поскольку он был с техническим уклоном, также любимыми были все предметы, которые вёл Сергей Александрович Чернышов, поскольку он является одним из талантливейших преподавателей Сасовского лётного училища, на мой взгляд. Также мне был интересен CRM (Crew Resource Management — управление возможностями экипажа), на этих парах мы занимались анализом авиакатастроф, обсуждали их причины, а также проходили различные психологические тесты.
За что вы любите небо?
Мне кажется, что небо как невидимый судья, оно свидетель всего, что происходит на этой земле. Когда я смотрю на небо, осознаю, насколько незначительны большинство проблем и трудностей, которые до этого казались неподъëмными. Будучи прекрасным во всех своих проявлениях, оно каждый раз неповторимо и манит своей красотой.
Если человеку очень плохо, то его глаза поднимаются, как бы моля о помощи. И если человек счастлив, то благодарный взгляд устремлён также в небо.
Когда мы любуемся небом, мы на миг останавливаемся, отвлекаемся от суеты, которая нас окружает, и вспоминаем о главном.
Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.