«Есть мнение, что рождаются с титулами и впитывают этикет с молоком матери. Но этому можно и нужно научиться»


Виктория, вы работаете бортпроводником 12 лет. Как столько времени оставаться вдохновлённой небом?

Когда небо — это призвание, не важны ни плохое настроение, ни разногласия на работе. Приступаешь к своим обязанностям, и все невзгоды улетучиваются. Выходя на перрон и наблюдая, как заруливает борт на фоне безупречного неба, а оно всегда разное и привлекательное, чувствуешь умиротворение. Бортпроводник — это состояние души.

Вы работаете в «Смартавиа». Чем примечательна эта авиакомпания?

«Смартавиа» — это коллектив. Бортпроводники, которые приходили из других компаний, всегда отмечали сплочённость, дружелюбие коллег.

Бортпроводник — это спасатель, психолог, врач, воспитатель, менеджер. С какой ролью вам справляться проще, а с какой сложнее?

Все многочисленные задачи, выполняемые на борту, делятся на простые и сложные. Поэтому все роли одинаково отточены. (Улыбается.) Это работает даже в повседневной жизни. Ты не можешь просто взять и перестроиться и не быть бортпроводником.

Большое значение на борту самолёта вы уделяете этикету. Почему манеры в небе так же важны, как и на земле?

Этикет — это взаимодействие людей в обществе. Нет ни одной области нашей жизни, которую бы это не затронуло. На борту воздушного судна пассажиры находятся в замкнутом пространстве и проводят там от часа до шестнадцати. И, соответственно, всем необходимо взаимодействовать друг с другом. Применять нужно несколько правил. Во-первых, относиться к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Во-вторых, пусть будет удобно мне и удобно со мной.

Да, этикет важен даже при откидывании сиденья назад. Как, кстати, это правильно делать?

Совершенно верно. Спинку кресла у ряда перед аварийным выходом и ещё некоторых рядов невозможно откинуть, и здесь нужно быть особенно осторожным. Но если всё же пассажир перед вами сильно откинул спинку кресла, не вступайте в перепалку, а попросите бортпроводника попробовать сделать ваш полёт комфортнее.

Интересно, что вы работали на литерных рейсах — особой значимости. Приоткройте тайну, кому и куда помогали добраться?

Мы перевозили футбольные, хоккейные команды от Москвы до Владивостока. Обслуживание этой категории пассажиров всегда связано с многочисленным разнообразием питания и времени на обслуживание было не всегда достаточно. Например, перелёт всего полтора часа, а в питании есть суп, горячее, напитки с десертами и фрукты.

А знания этикета пригодились вам на конкурсе «Топ-стюардесс»?

Знания по этикету мне пригодились при знакомстве с организаторами конкурса, членами жюри и прекрасными участницами. Я опоздала. Скажу, что в этом случае по правилам нужно, не привлекая внимания, занять свободное место и включиться в беседу. Формат кастинга был невероятно дружелюбный, и меня приняли, словно я не опоздала, а выходила по важному заданию организаторов. (Улыбается.)

Через пять лет вы видите себя тренером по этикету стюардесс гражданской авиации. Как вы идёте к этой цели? Как вообще преподавать этикет?

Я сейчас поступила в РУДН им. Патриса Лумубы ЦДПО филологического факультета на специалиста по этикету, деловому протоколу и кросс-культурным коммуникациям. Этикет в России был утрачен. Но с каждым годом людей интересующихся и готовых изменить себя и своё видение от «и так сойдёт» до «есть нормы и правила, и иногда их можно нарушать» становится больше. Есть мнение, что рождаются с титулами и впитывают этикет с молоком матери. Но этому можно и нужно научиться, стать носителем и тем, чьей миссией будет передавать каждому, кто пожелает стать лучшей версией себя.

Фотографии предоставлены героем публикации из своего личного архива.
Если вам известен автор, то просим вас сообщить нам по электронной почте slava-ots@yandex.ru об этом и мы с удовольствием его укажем и возьмём интервью.


Больше на

Subscribe to get the latest posts sent to your email.

Добавить комментарий